ИНОСТРАННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

ИНОСТРАННОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (239), Сентябрь ‘25

Поделиться

В статье проводится комплексный анализ современных тенденций в формировании правовых принципов для регулирования искусственного интеллекта на международном и национальном уровнях. Исследуются ключевые документы «мягкого права» (ЮНЕСКО, ОЭСР, G20, ЕС) и стратегии отдельных государств (Германия, Китай, США). Выявляется фундаментальный разрыв между абстрактным характером провозглашаемых этических принципов и сложностью их имплементации в действующие правовые системы. Автор приходит к выводу, что текущие подходы недостаточны для решения проблем правовой неопределенности, распределения ответственности и управления эмерджентными рисками, и обосновывает необходимость разработки более конкретных, юридически обязывающих международных механизмов.

Стремительное развитие технологий искусственного интеллекта (ИИ) порождает уникальные вызовы для правовых систем по всему миру. Отсутствие скоординированных международных подходов к регулированию создает риски юридической неопределенности, барьеров для инноваций и осложнений в трансграничном сотрудничестве [1, c. 5]. В данной статье исследуется текущее состояние дел в области правового регулирования ИИ через призму анализа ключевых международных инициатив и национальных стратегий, с целью выявления универсальных принципов и пробелов, препятствующих их эффективной практической реализации.

1. Анализ международных инициатив в сфере «мягкого права»
Международное сообщество активно формирует этико-правовую рамку для ИИ, о чем свидетельствуют такие документы, как «Рекомендация по этике искусственного интеллекта» ЮНЕСКО (2021) [2]. Данный акт, как и аналогичные принципы ОЭСР (2019) [3] и G20 [4], закрепляет набор ключевых принципов, включая пропорциональность и безопасность, справедливость, прозрачность, подотчетность и защиту прав человека. Ценность этих документов заключается в создании основы для глобального диалога и определении общепризнанных ориентиров.

Однако их основной недостаток — декларативный и рекомендательный характер. Закрепленные в них принципы, такие как «справедливость» или «устойчивость», зачастую чрезмерно абстрактны и не подкреплены конкретными юридическими конструкциями или механизмами принуждения. Это приводит к риску «этического вуалирования» (ethics washing), когда формальное провозглашение принципов не влечет за собой реальных изменений в регуляторной практике, что иллюстрируется инцидентами вроде дискриминационного алгоритма найма компании Amazon [5].

Более того, существующие рамки слабо учитывают технологические сложности, такие как проблема «черного ящика» (black box), когда решения сложных алгоритмов не поддаются прямой интерпретации, что ставит под вопрос саму возможность реализации принципа прозрачности [6, c. 45]. Также практически не решен вопрос распределения ответственности за вред, причиненный автономными системами, особенно в случаях проявления эмерджентного поведения, которое разработчик не мог предвидеть [7, c. 112].

2. Сравнительный анализ национальных регуляторных стратегий
Национальные подходы демонстрируют значительную вариативность, отражающую разные политические и правовые традиции.

  • Германия реализует комплексный, интегрированный в европейскую экосистему подход, делая акцент на стратегическом планировании, развитии человеческого капитала и стандартизации (например, через «Дорожную карту по стандартизации ИИ») [8]. Однако сохраняются коллизии, например, между требованием объяснимости ИИ и нормами защиты персональных данных по GDPR [9, c. 78].
  • Китай фокусируется на государственном контроле, приоритете национальной безопасности и технологическом суверенитете, сочетая «мягкие» этические нормы («Рекомендации по этике ИИ», 2021) [10] с жесткими регуляторными мерами («Положения о глубоком синтезе», 2023) [11]. Ключевой вызов китайской модели — отсутствие четких механизмов распределения ответственности и подчинение этических норм политическим целям [12, c. 23].
  • США придерживаются децентрализованной и отраслевой модели, основанной на инициативах исполнительной власти (например, Указ №14179 от 2025 г.) [13] и регулировании на уровне штатов. Такой подход обеспечивает гибкость, но порождает фрагментарность правового поля и правовую неопределенность, не предлагая комплексных решений для проблем подотчетности и управления рисками [14, c. 91].

3. Роль корпоративных стандартов
Значимым элементом регуляторного ландшафта становятся внутренние политики технологических компаний (Google [15], Яндекс [16] и др.). Эти документы, развивая международные принципы, часто содержат более конкретные технические и управленческие стандарты, например, в области тестирования алгоритмов и защиты данных. Тем не менее, их действие ограничено корпоративной юрисдикцией, и они не могут заменить собой полноценное государственное регулирование.

Заключение и выводы
Проведенный анализ позволяет констатировать, что современное регулирование ИИ характеризуется фрагментарностью и преобладанием «мягкоправовых» инструментов. Несмотря на конвергенцию вокруг ряда ключевых этических принципов, их абстрактность и отсутствие обязательных механизмов имплементации создают значительный разрыв между декларациями и правоприменительной практикой.

Наиболее острыми проблемами, требующими решения, являются:

  1. Правовая неопределенность: отсутствие четких критериев для таких понятий, как «справедливость» или «прозрачность», и юридических конструкций для их обеспечения.
  2. Распределение ответственности: нерешенность вопроса о том, кто несет ответственность за вред от действий автономных систем с эмерджентными свойствами.
  3. Управление рисками: отсутствие специфических механизмов для управления непредвиденными рисками, связанными со сложностью ИИ.

В среднесрочной перспективе маловероятно формирование универсального комплексного международного регуляторного режима для ИИ в силу технологической разнородности систем и расхождения интересов государств. В качестве вероятного сценария развития автор видит движение по пути регулирования, аналогичного контролю над атомными технологиями, с созданием специализированного международного органа, наделенного полномочиями по жесткому контролю за разработкой и распространением передовых систем ИИ в целях обеспечения глобальной безопасности и стабильности. Для преодоления текущего кризиса регулирования необходима разработка детализированных международных договоренностей, переводящих абстрактные принципы в конкретные, подкрепленные правовыми нормами механизмы.

Список литературы

  1. Талапина Э.В. Право и искусственный интеллект: вызовы для правового регулирования // Государство и право. – 2023. – № 5. – С. 5-15
  2. Recommendation on the Ethics of Artificial Intelligence. UNESCO. – 2021. – URL: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000379920 (дата обращения: 20.05.2024)
  3. OECD Recommendation on Artificial Intelligence. OECD Legal Instruments. – 2019. – URL: https://legalinstruments.oecd.org/en/instruments/OECD-LEGAL-0449 (дата обращения: 20.05.2024)
  4. G20 AI Principles. Ministerial Statement on Trade and Digital Economy. – 2019. – URL: https://www.meti.go.jp/press/2019/06/20190610010/20190610010-1.pdf (дата обращения: 21.05.2024)
  5. Dastin J. Amazon scraps secret AI recruiting tool that showed bias against women // Reuters. – 2018. – URL: https://www.reuters.com/article/us-amazon-com-jobs-automation-insight/amazon-scraps-secret-ai-recruiting-tool-that-showed-bias-against-women-idUSKCN1MK08G (дата обращения: 22.05.2024)
  6. Krick E. The Transparency Paradox: When Transparency Hurts Accountability // Digital Governance. – 2022. – Vol. 15. – No. 3. – P. 41-52
  7. Бахтерев М.Д. Эмерджентность и право: проблемы ответственности за действия автономных систем искусственного интеллекта // Право и цифровизация. – 2024. – № 1. – С. 105-118
  8. Artificial Intelligence Strategy of the German Federal Government. – 2020. – URL: https://www.ki-strategie-deutschland.de/files/downloads/201201_Bundesregierung_KI-Strategie_eng.pdf (дата обращения: 23.05.2024)
  9. Петров Р.А. Соотношение объяснимости ИИ и защиты персональных данных в Европейском союзе // Информационное право. – 2023. – № 4. – С. 75-82
  10. Ethical Norms for New Generation Artificial Intelligence. Ministry of Science and Technology of the People's Republic of China (MOST). – 2021. – URL: http://www.most.gov.cn/mostinfo/xinxifenlei/fgzc/gfxwj/gfxwj2021/202109/t20210926_177063.html (дата обращения: 24.05.2024)
  11. Provisions on the Management of Deep Synthesis Internet Information Services. Cyberspace Administration of China. – 2023. – URL: http://www.cac.gov.cn/2022-12/11/c_16722219493546 92.htm (дата обращения: 24.05.2024)
  12. Смирнов В.Г. Правовое регулирование искусственного интеллекта в Китае: между инновациями и контролем // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2024. – № 2. – С. 18-29
  13. Executive Order on Removing Barriers to American Leadership in Artificial Intelligence. The White House. – 2025. – № 14179. – URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/presidential-actions/2025/01/15/executive-order-on-removing-barriers-to-american-leadership-in-artificial-intelligence/ (дата обращения: 25.05.2024)
  14. Johnson K.L. Fragmented Futures: AI Regulation in the United States // Harvard Journal of Law & Technology. – 2024. – Vol. 37. – No. 1. – P. 85-110
  15. Artificial Intelligence at Google: Our Principles. Google AI. – 2018. – URL: https://ai.google/principles/ (дата обращения: 26.05.2024)
  16. Стандарты ответственного искусственного интеллекта. Яндекс. – 2023. – URL: https://yandex.ru/company/responsibility/ai/standards (дата обращения: 26.05.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее