Восстановление речи у пациента после инсульта на фоне covid-19

Восстановление речи у пациента после инсульта на фоне covid-19

Рекомендовано медработникам, пациентам, логопедам взрослой поликлиничеcкой сети.Для пациентов , логопедов, неврологов, восстановление речи после инсульта.

Авторы публикации

Рубрика

Медицина

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Поделиться

         В отделение поликлиники  2021г.поступил пациен с инсультом  после перенесенной Ковид инфекции. На фоне полного благополучия пациент заболел , его госпитализировали и не сразу. Затем Ковид быстро перешел в тяжелую стадию, с падением сатурации до 65% , переводом пациента на ИВЛ. В дальнейшем параллельно развился тромбоз с некрозом в правой почке. ОНМК В БЗМА, гемианопсией.

     На момент осмотра на дому пациент был в сознании. Первое, что бросилось в глаза, что перемещение по квартире было как у человека, потерявшего зрение, на ощупь, но без помощи  рук. При осмотре выявилась практически отсутствие критики к состоянию. При уверенном подходе к жизни, ситуации,удивление , что не  может понять где находится подоконник , справа или слева, что это такое и что на нем лежит- оказалось вопросом, на который я получила ответ только через месяц коррекционной работы. Итак, поехали... Взгляд перевести с объекта на объект учились, выручил кот, который заставил пациента посмотреть на него и задержать взгляд и это было первое осознанное автоматизированное действие выполнено произвольно. Дальше восстанавливалось все- где верх, низ на листочке- все эти понятия были забыты и вызывали не понимание вопроса и что хотят. Восстанавливались все предлоги. Вопрос  переспрашивался и повторялся пациентом, но ответа не было, и я слышала- «нет, не знаю, не понимаю»,  и в  глазах стояли слезы. Затем начали смотреть на цифры и через одну узнавать в переделах первого десятка. Затем перешли к словам- и тишина. Прочитать не можем, букву не видим, слово не собрать, не видим.Написать попробовал- получилось , фамилия имя и отчество с остаточным письмом и прочитать не смогли. Написать  другое слово- не получилось. Перешли к предметам: что это?- не знаю- это?- не знаю и так по всем обиходным слова, подсказка помогала, но повторение было невозможно- «не помню». Слово не оставалось в памяти. Беседу внешне поддерживает простыми словами из вопроса. Но на завтра о чем была речь в беседе- забывалось практически полностью. Поэтому занятия начинались заново, расширяясь по мере возможности. Родственников помнит, назвать даты рождения не может.  Внимание продуктивное было, частично полное в течении 30минут, затем наступало  истощение- «больше не могу» и занятия прекращались. Нагрузка давалась от простого к сложному, с постепенным наращиванием материала по мере восстановления утраченных функций. Нарушений глотания не было, но поперхивания после еды были и регрессировали  через неделю после рекомендации коррекции произвольного глотка и питания.
    Был поставлен речевой диагноз: Амнестическая, Акустико- мнестическая афазия, Семантическая афазия выраженной степени.Оптическая дислексия,оптическая дисграфия, цифровая агнозия.Предметная агнозия. Элементы дисфагии легкой степени.

       Восстанавливалось все. И цифры, и буквы, и слова, предметы и произвольные движения, и ощущение себя в пространстве, восстановление ориентироваться в пространстве в условиях выпадения полей зрения- потому как врезалась в дверной проем постоянно, искали  на себе части тела и вспоминали названия их. Добрались  к голове и даже сменили прическу, к концу месяца. Через месяц пациентка занималась  по два часа за один прием ,три раза в день с логопедом и с постоянными заданиями самостоятельно легко  на дому. Один час  работы активно-, другой- пассивно, сидела и ходила уже  свободно по  кабинету и поликлинике самостоятельно, с выходом на лестницу в сопровождении, а затем и самостоятельно. Вела развернутую  беседу с родственниками, внимательно слушала, читала простые и сложные тексты, ведя пальчиком по каждой букве, удерживая в памяти уже все слова и весь текст по заданной методике. Бегло в норме писала под диктовку любые тексты без ошибок как на слух , так и легко списывала. И называла предметы, по которым прошли занятия с паузами, но могла называть их, называя и показывая с удовольствием и уверенно. Если нужно было разложить подписи  к предметам на соответствие- справлялась без ошибок. Могла уже легко разложить разные  предметы по категориям, раскладывала нужные  предметы по форме и рисунку через две недели занятий. Готовила самостоятельно пищу под присмотром мужа, при категорическом  запрещении помогать, только в случае, если увидит ошибку, ибо желание уйти от работы по дому у пациентки  было постоянным. Через два месяца  был  уже совершенно самостоятельный взрослый человек. Но зрение с одной стороны, так и не вернулось окончательно, дефект стало ощутимее и несколько расширилось поле зрения.  Подоконник был уже виден, по памяти, при повороте головы в нужную сторону. Речь практически пришла в норму. Грамматический строй речи  был восстановлен полностью. Восстановлены окончания всех видов частей речи. Все категории, смысл слов восстановлен с нуля, но ограничение словаря пассивного сохранялось, чтение было уверенное, нормальное,но восстановленное побуквенное, сниженного темпа, с полным пониманием смысла слов через некоторую задержку во времени , и пациентка была присвоена группа инвалидности с выходом на работу. Дальнейший  восстановительный период продолжался   уже в условиях  стационарного лечения. В ходе занятий был эпизод вызова  терапевта  по скорой в связи с резко возникшей острой болью в правой половине спины, в течении 15 минут, самостоятельно купировавшейся  под наблюдением  и лечащего невролога. Больше жалоб не было. Пациентка постоянно испытывала чувство тревоги, за  новые диагнозы меньше, больше за пережитые события и видимые перед ней смерти людей. Они так и стояли у нее перед глазами- все эти люди, которые уходили  в мир иной от Ковид- инфекции у нее на глазах, лежа напротив. Пациентка постоянно поддерживала себя, как и весь персонал. Поддержка семьи была максимальной. Сопровождение медикаментозное у пациентки было постоянное. Весь полученный результат  был получен благодаря огромному труду  пациентки и логопеда. Если бы сложили руки на любом этапе- такого результата не было бы. А так – же очень  чувствовалось максимальное лечение от Ковид- инфекции.От нее не осталось и следа. Это и было такой подушкой, на которой и можно было  в такие минимальные сроки так  восстановить  человека , а так же отсутствие ГБ и СС патологии.

Список литературы

  1. Анатомия и физиология. Н.И. Федюкович.1998г.
  2. Е.Д.Хомская. Нейропсихология . 4 издание. 2007 г.
  3. Речевые Нарушения у взрослых и их преодоление. Большакова С.Е.2002г.
  4. Методы нейро - психологической диагностики. Л.И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон, 1997г.
  5. Визель Т.Г. 1998г.. Как вернуть речь.
  6. Физиология сенсорных систем.Руководство. И.А. Вартанян.1999г.
  7. Лурия А.Р. Высшие психические функции человека

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary