Восстановление речи у пациента после инсульта на фоне Covid-19

Восстановление речи у пациента после инсульта на фоне Covid-19

Рубрика

Медицина

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 18 (20), июль ‘21

Дата публикации 11.06.2021

Поделиться

Рекомендовано медработникам, пациентам, логопедам взрослой поликлиничеcкой сети.Для пациентов , логопедов, неврологов, восстановление речи после инсульта.

         В отделение поликлиники  2021г.поступил пациен с инсультом  после перенесенной Ковид инфекции. На фоне полного благополучия пациент заболел , его госпитализировали и не сразу. Затем Ковид быстро перешел в тяжелую стадию, с падением сатурации до 65% , переводом пациента на ИВЛ. В дальнейшем параллельно развился тромбоз с некрозом в правой почке. ОНМК В БЗМА, гемианопсией.

     На момент осмотра на дому пациент был в сознании. Первое, что бросилось в глаза, что перемещение по квартире было как у человека, потерявшего зрение, на ощупь, но без помощи  рук. При осмотре выявилась практически отсутствие критики к состоянию. При уверенном подходе к жизни, ситуации,удивление , что не  может понять где находится подоконник , справа или слева, что это такое и что на нем лежит- оказалось вопросом, на который я получила ответ только через месяц коррекционной работы. Итак, поехали... Взгляд перевести с объекта на объект учились, выручил кот, который заставил пациента посмотреть на него и задержать взгляд и это было первое осознанное автоматизированное действие выполнено произвольно. Дальше восстанавливалось все- где верх, низ на листочке- все эти понятия были забыты и вызывали не понимание вопроса и что хотят. Восстанавливались все предлоги. Вопрос  переспрашивался и повторялся пациентом, но ответа не было, и я слышала- «нет, не знаю, не понимаю»,  и в  глазах стояли слезы. Затем начали смотреть на цифры и через одну узнавать в переделах первого десятка. Затем перешли к словам- и тишина. Прочитать не можем, букву не видим, слово не собрать, не видим.Написать попробовал- получилось , фамилия имя и отчество с остаточным письмом и прочитать не смогли. Написать  другое слово- не получилось. Перешли к предметам: что это?- не знаю- это?- не знаю и так по всем обиходным слова, подсказка помогала, но повторение было невозможно- «не помню». Слово не оставалось в памяти. Беседу внешне поддерживает простыми словами из вопроса. Но на завтра о чем была речь в беседе- забывалось практически полностью. Поэтому занятия начинались заново, расширяясь по мере возможности. Родственников помнит, назвать даты рождения не может.  Внимание продуктивное было, частично полное в течении 30минут, затем наступало  истощение- «больше не могу» и занятия прекращались. Нагрузка давалась от простого к сложному, с постепенным наращиванием материала по мере восстановления утраченных функций. Нарушений глотания не было, но поперхивания после еды были и регрессировали  через неделю после рекомендации коррекции произвольного глотка и питания.
    Был поставлен речевой диагноз: Амнестическая, Акустико- мнестическая афазия, Семантическая афазия выраженной степени.Оптическая дислексия,оптическая дисграфия, цифровая агнозия.Предметная агнозия. Элементы дисфагии легкой степени.

       Восстанавливалось все. И цифры, и буквы, и слова, предметы и произвольные движения, и ощущение себя в пространстве, восстановление ориентироваться в пространстве в условиях выпадения полей зрения- потому как врезалась в дверной проем постоянно, искали  на себе части тела и вспоминали названия их. Добрались  к голове и даже сменили прическу, к концу месяца. Через месяц пациентка занималась  по два часа за один прием ,три раза в день с логопедом и с постоянными заданиями самостоятельно легко  на дому. Один час  работы активно-, другой- пассивно, сидела и ходила уже  свободно по  кабинету и поликлинике самостоятельно, с выходом на лестницу в сопровождении, а затем и самостоятельно. Вела развернутую  беседу с родственниками, внимательно слушала, читала простые и сложные тексты, ведя пальчиком по каждой букве, удерживая в памяти уже все слова и весь текст по заданной методике. Бегло в норме писала под диктовку любые тексты без ошибок как на слух , так и легко списывала. И называла предметы, по которым прошли занятия с паузами, но могла называть их, называя и показывая с удовольствием и уверенно. Если нужно было разложить подписи  к предметам на соответствие- справлялась без ошибок. Могла уже легко разложить разные  предметы по категориям, раскладывала нужные  предметы по форме и рисунку через две недели занятий. Готовила самостоятельно пищу под присмотром мужа, при категорическом  запрещении помогать, только в случае, если увидит ошибку, ибо желание уйти от работы по дому у пациентки  было постоянным. Через два месяца  был  уже совершенно самостоятельный взрослый человек. Но зрение с одной стороны, так и не вернулось окончательно, дефект стало ощутимее и несколько расширилось поле зрения.  Подоконник был уже виден, по памяти, при повороте головы в нужную сторону. Речь практически пришла в норму. Грамматический строй речи  был восстановлен полностью. Восстановлены окончания всех видов частей речи. Все категории, смысл слов восстановлен с нуля, но ограничение словаря пассивного сохранялось, чтение было уверенное, нормальное,но восстановленное побуквенное, сниженного темпа, с полным пониманием смысла слов через некоторую задержку во времени , и пациентка была присвоена группа инвалидности с выходом на работу. Дальнейший  восстановительный период продолжался   уже в условиях  стационарного лечения. В ходе занятий был эпизод вызова  терапевта  по скорой в связи с резко возникшей острой болью в правой половине спины, в течении 15 минут, самостоятельно купировавшейся  под наблюдением  и лечащего невролога. Больше жалоб не было. Пациентка постоянно испытывала чувство тревоги, за  новые диагнозы меньше, больше за пережитые события и видимые перед ней смерти людей. Они так и стояли у нее перед глазами- все эти люди, которые уходили  в мир иной от Ковид- инфекции у нее на глазах, лежа напротив. Пациентка постоянно поддерживала себя, как и весь персонал. Поддержка семьи была максимальной. Сопровождение медикаментозное у пациентки было постоянное. Весь полученный результат  был получен благодаря огромному труду  пациентки и логопеда. Если бы сложили руки на любом этапе- такого результата не было бы. А так – же очень  чувствовалось максимальное лечение от Ковид- инфекции.От нее не осталось и следа. Это и было такой подушкой, на которой и можно было  в такие минимальные сроки так  восстановить  человека , а так же отсутствие ГБ и СС патологии.

Список литературы

  1. Лурия А.Р. Высшие психические функции человека
  2. Речевые Нарушения у взрослых и их преодоление. Большакова С.Е.2002г.
  3. Методы нейро - психологической диагностики. Л.И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон, 1997г.
  4. Визель Т.Г. 1998г.. Как вернуть речь.
  5. Физиология сенсорных систем.Руководство. И.А. Вартанян.1999г.
  6. Е.Д.Хомская. Нейропсихология . 4 издание. 2007 г.
  7. Анатомия и физиология. Н.И. Федюкович.1998г.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее