В отделение поликлиники 2021г.поступил пациен с инсультом после перенесенной Ковид инфекции. На фоне полного благополучия пациент заболел , его госпитализировали и не сразу. Затем Ковид быстро перешел в тяжелую стадию, с падением сатурации до 65% , переводом пациента на ИВЛ. В дальнейшем параллельно развился тромбоз с некрозом в правой почке. ОНМК В БЗМА, гемианопсией.
На момент осмотра на дому пациент был в сознании. Первое, что бросилось в глаза, что перемещение по квартире было как у человека, потерявшего зрение, на ощупь, но без помощи рук. При осмотре выявилась практически отсутствие критики к состоянию. При уверенном подходе к жизни, ситуации,удивление , что не может понять где находится подоконник , справа или слева, что это такое и что на нем лежит- оказалось вопросом, на который я получила ответ только через месяц коррекционной работы. Итак, поехали... Взгляд перевести с объекта на объект учились, выручил кот, который заставил пациента посмотреть на него и задержать взгляд и это было первое осознанное автоматизированное действие выполнено произвольно. Дальше восстанавливалось все- где верх, низ на листочке- все эти понятия были забыты и вызывали не понимание вопроса и что хотят. Восстанавливались все предлоги. Вопрос переспрашивался и повторялся пациентом, но ответа не было, и я слышала- «нет, не знаю, не понимаю», и в глазах стояли слезы. Затем начали смотреть на цифры и через одну узнавать в переделах первого десятка. Затем перешли к словам- и тишина. Прочитать не можем, букву не видим, слово не собрать, не видим.Написать попробовал- получилось , фамилия имя и отчество с остаточным письмом и прочитать не смогли. Написать другое слово- не получилось. Перешли к предметам: что это?- не знаю- это?- не знаю и так по всем обиходным слова, подсказка помогала, но повторение было невозможно- «не помню». Слово не оставалось в памяти. Беседу внешне поддерживает простыми словами из вопроса. Но на завтра о чем была речь в беседе- забывалось практически полностью. Поэтому занятия начинались заново, расширяясь по мере возможности. Родственников помнит, назвать даты рождения не может. Внимание продуктивное было, частично полное в течении 30минут, затем наступало истощение- «больше не могу» и занятия прекращались. Нагрузка давалась от простого к сложному, с постепенным наращиванием материала по мере восстановления утраченных функций. Нарушений глотания не было, но поперхивания после еды были и регрессировали через неделю после рекомендации коррекции произвольного глотка и питания.
Был поставлен речевой диагноз: Амнестическая, Акустико- мнестическая афазия, Семантическая афазия выраженной степени.Оптическая дислексия,оптическая дисграфия, цифровая агнозия.Предметная агнозия. Элементы дисфагии легкой степени.
Восстанавливалось все. И цифры, и буквы, и слова, предметы и произвольные движения, и ощущение себя в пространстве, восстановление ориентироваться в пространстве в условиях выпадения полей зрения- потому как врезалась в дверной проем постоянно, искали на себе части тела и вспоминали названия их. Добрались к голове и даже сменили прическу, к концу месяца. Через месяц пациентка занималась по два часа за один прием ,три раза в день с логопедом и с постоянными заданиями самостоятельно легко на дому. Один час работы активно-, другой- пассивно, сидела и ходила уже свободно по кабинету и поликлинике самостоятельно, с выходом на лестницу в сопровождении, а затем и самостоятельно. Вела развернутую беседу с родственниками, внимательно слушала, читала простые и сложные тексты, ведя пальчиком по каждой букве, удерживая в памяти уже все слова и весь текст по заданной методике. Бегло в норме писала под диктовку любые тексты без ошибок как на слух , так и легко списывала. И называла предметы, по которым прошли занятия с паузами, но могла называть их, называя и показывая с удовольствием и уверенно. Если нужно было разложить подписи к предметам на соответствие- справлялась без ошибок. Могла уже легко разложить разные предметы по категориям, раскладывала нужные предметы по форме и рисунку через две недели занятий. Готовила самостоятельно пищу под присмотром мужа, при категорическом запрещении помогать, только в случае, если увидит ошибку, ибо желание уйти от работы по дому у пациентки было постоянным. Через два месяца был уже совершенно самостоятельный взрослый человек. Но зрение с одной стороны, так и не вернулось окончательно, дефект стало ощутимее и несколько расширилось поле зрения. Подоконник был уже виден, по памяти, при повороте головы в нужную сторону. Речь практически пришла в норму. Грамматический строй речи был восстановлен полностью. Восстановлены окончания всех видов частей речи. Все категории, смысл слов восстановлен с нуля, но ограничение словаря пассивного сохранялось, чтение было уверенное, нормальное,но восстановленное побуквенное, сниженного темпа, с полным пониманием смысла слов через некоторую задержку во времени , и пациентка была присвоена группа инвалидности с выходом на работу. Дальнейший восстановительный период продолжался уже в условиях стационарного лечения. В ходе занятий был эпизод вызова терапевта по скорой в связи с резко возникшей острой болью в правой половине спины, в течении 15 минут, самостоятельно купировавшейся под наблюдением и лечащего невролога. Больше жалоб не было. Пациентка постоянно испытывала чувство тревоги, за новые диагнозы меньше, больше за пережитые события и видимые перед ней смерти людей. Они так и стояли у нее перед глазами- все эти люди, которые уходили в мир иной от Ковид- инфекции у нее на глазах, лежа напротив. Пациентка постоянно поддерживала себя, как и весь персонал. Поддержка семьи была максимальной. Сопровождение медикаментозное у пациентки было постоянное. Весь полученный результат был получен благодаря огромному труду пациентки и логопеда. Если бы сложили руки на любом этапе- такого результата не было бы. А так – же очень чувствовалось максимальное лечение от Ковид- инфекции.От нее не осталось и следа. Это и было такой подушкой, на которой и можно было в такие минимальные сроки так восстановить человека , а так же отсутствие ГБ и СС патологии.
Список литературы
- Лурия А.Р. Высшие психические функции человека
- Речевые Нарушения у взрослых и их преодоление. Большакова С.Е.2002г.
- Методы нейро - психологической диагностики. Л.И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон, 1997г.
- Визель Т.Г. 1998г.. Как вернуть речь.
- Физиология сенсорных систем.Руководство. И.А. Вартанян.1999г.
- Е.Д.Хомская. Нейропсихология . 4 издание. 2007 г.
- Анатомия и физиология. Н.И. Федюкович.1998г.