Проблемы и тенденции организации грузоперевозок на ОЭЗ «Алабуга»

Проблемы и тенденции организации грузоперевозок на ОЭЗ «Алабуга»

Рубрика

Просмотры

0

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 14 (16), июнь ‘21

Дата публикации 01.06.2021

Поделиться

В статье рассматривается проблемы и тенденции организации грузоперевозок на ОЭЗ «Алабуга», проблемы транспортной инфраструктуры ОЭЗ «Алабуга», рассмотрены основные тенденции грузоперевозок.

На сегодняшний день особые экономические зоны (далее — ОЭЗ) занимают важное положение в экономике как страны, так и республики Татарстан.  ОЭЗ «Алабуга» была построена на основании Постановления Правительства РФ от 21 ноября 2005 года № 782 в 2007 году. На территории ОЭЗ «Алабуга» построены инженерная, транспортная, социальная и таможенная инфраструктуры. Ко всем участкам подведены коммуникации, автомобильные дороги и инженерные сети. Резидент может выкупить участок, находящийся под принадлежащими ему зданиями и сооружениями, с момента ввода объекта в эксплуатацию [1].

Транспортная инфраструктура является важнейшим фактором регионального развития, способствует формированию как экономических связей. Оптимально выстроенная транспортная сеть позволяет сокращать время перевозки ресурсов, что, в свою очередь, оказывает влияние на итоговую стоимость перевозимых товаров, так как транспортные издержки составляют весомую часть в составе затрат на реализацию продукции.

Рынок транспортных услуг ОЭЗ «Алабуга» является один из самых динамичных. Рост экономики ОЭЗ «Алабуга» сопровождается бурным ростом рынка транспортных, экспедиторских и логистических услуг. В последнее время потребности ОЭЗ «Алабуга» в транспортных услугах только растут. Однако существующая инфраструктура уже не в состоянии обеспечить потребности экономики ОЭЗ «Алабуга».

Выгодное географическое расположение и размещение на территории ОЭЗ «Алабуга» крупных предприятий способствуют формированию условий для развития на территории рынка транспортных услуг.

При этом на территории ОЭЗ «Алабуга» существует множество проблем в области организации грузовых перевозок. Изначально планировка проводилась без учета перспектив роста количества транспорта и безопасности дорожного движения, что привело к проблемам пропускной способности дорог. Существуют также проблема: низкого качества асфальтового покрытия и проведения ремонтных работ автодорог.

Существуют следующие проблемы развития транспортной инфраструктуры в ОЭЗ «Алабуга»:

- низкий уровень качества дорог и незавершенность формирования сети автомобильных дорог;

- недостаточный уровень автомобильной транспортной безопасности;

- также слабая пропускная способность дорожной инфраструктуры;

- недостаточный объем обновления различных видов транспорта, ухудшение его технического состава;

- несоблюдение установленных в договоре на транспортную перевозку сроков доставки груза, низкий уровень сохранности груза при автомобильной перевозке, а также несоответствие между ценой на транспортные услуги и уровнем качества грузовых автомобильных перевозок;

- увеличение негативного воздействия грузового автомобильного транспорта на экологию и окружающую среду [5].

Транспортные сети развиваются медленно, в том числе из-за неблагоприятной финансовой и налоговой политики, неоправданной поддержки железных дорог для перевозки грузов государственного сектора, неэффективной работы автотранспортных компаний, нехватки квалифицированного персонала, а также неадекватного обслуживания имеющейся инфраструктуры [5].

Рост цен на топливо очень сильно отражается на стоимости грузоперевозок.  Проблему высокой стоимости перевозок груза можно исправить, если осуществлять перевозки через диспетчерские службы. Во-первых, это экономит денежные средства и время, во-вторых, снижает себестоимость перевозок и облегчает труд водителя и в-третьих, позволяет осуществить более тесную связь между потребителем и заказчиком транспортной услуги. Диспетчер организовывает наиболее оптимальный вариант перевозки груза с учетом требований и пожеланий заинтересованных сторон.

В 2020 году у грозовых перевозчиков ОЭЗ «Алабуга» появились новые проблемы и наметились определенные тенденции. В период пандемии более 80% транспортных компаний полностью отказались от обновления и расширения своего автопарка. Связано это и со стремлением сохранить достаточную финансовую подушку безопасности, и с существенным увеличением цен на новые автомобили. Наряду с этим заметно вырос спрос на качественное техническое обслуживание грузового автотранспорта [5].

Тенденция к объединению сервисов и разработке комплексных решений была заметна и до пандемии. В 2020 году многие компании смогли разработать довольно успешные совместные проекты, предложив клиентам новый уровень сервиса и снизив собственные издержки. Частичная или полная передача непрофильных бизнес-процессов на аутсорсинг — тренд также неновый. Но в кризисных условиях даже консервативные игроки оценили преимущества такой модели. Грамотный подход к распределению задач и выбору исполнителей позволил значительно сократить непрофильные расходы [6].

Переход части сотрудников на удалённый режим работы подтолкнул компании к внедрению инноваций. Это одновременно касается и IТ-технологий, которые позволяют организовать полноценную удалённую работу, и сервисов для автоматизации рутинных бизнес-процессов, а также новых решений и сервисов для клиентов. Как показала практика, часть штата вовсе необязательно должна каждый день находиться на рабочем месте.

Принципиально новой тенденцией развития рынка грузоперевозок можно считать  создание мобильных приложений и всевозможных онлайн-сервисов, которые позволяют клиентам заказывать услуги и контролировать процесс грузоперевозок с любого гаджета без непосредственного контакта с менеджером или диспетчером.

В 2020 г. увеличился и спрос на доставку сборных грузов. Многим операторам в сфере грузовых перевозок это дало новые возможности для сокращения затрат и наращиванию клиентской базы. Здесь более гибкими оказались именно малые и средние игроки, в то время как многие крупные транспортные компании продемонстрировали некоторую «неуклюжесть» и нежелание подстраиваться под меняющийся рынок [3].

В целом уже сегодня можно говорить о том, что грузоперевозчики ОЭЗ «Алабуга» относительно успешно пережил кризис и достаточно стабилизировался. Наиболее успешными оказались те компании, которые сумели вовремя отказаться от рискованных инвестиционных проектов и подстроиться под актуальные потребности предприятий.

Основным трендом в сфере грузоперевозок является цифровизация.

Для решения цифровизации грузоперезовок в ОЭЗ «Алабуга» необходимо создание единой цифровой платформы транспортного комплекса ОЭЗ «Алабуга». В качестве основных задач платформы можно выделить снижение издержек перевозок и унификация транспортно-логистических решений.

Создание цифровой платформы транспортного комплекса ОЭЗ «Алабуга» позволит: повысить безопасность, качество и доступность перевозок; снизить издержки; обеспечить максимальную загрузку инфраструктуры.

В качестве преимуществ, полученных после внедрения технологии IT в сфере грузоперевозок можно выделить следующие:

- сокращение затрат на грузоперевозки и задержки в пути;

- повышение прозрачности логистических операций;

- минимизацию влияния человеческого фактора;

- оптимизацию ремонта и обслуживания транспортных средств [2].

Использование GPS и RFID-датчиков можно использовать для сбора данных о местонахождении грузов, их состоянии, температуре и других данных. Это повысит управляемость, поможет сократить случаи кражи товаров и задержек грузов. Логистические компании смогут быть уверены в том, что груз будет доставлен вовремя и надлежащего качества.

Для мониторинга и анализа характеристик транспортного средства и поведения водителя будет использоваться телематический модуль с поддержкой навигационных систем ГЛОНАСС или GPS. Это позволит определять местоположение автомобиля и его скорость движения. Кроме этого, с помощью датчиков можно получать информацию о состоянии транспортного средства, что поможет избежать длительного простоя автомобиля и своевременно производить его ремонт.

Данные с установленных датчиков также могут использоваться для создания оптимальных маршрутов и их перепланирования с учетом текущих дорожных условий, а также для управления расходом топлива.

В процессе внедрения IT компании сталкиваются с определенными сложностями: отсутствие единых стандартов и риски информационной безопасности. Так как решения на основе технологии IT оперируют большим объемом данных, необходимо защищать данные в облаке и обеспечивать целостность данных в процессе передачи через общедоступный Интернет. В целом же можно отметить, что IT является быстроразвивающейся технологией, которая выведет грузоперевозки в ОЭЗ «Алабуга» на новый уровень.

Основными направлениями развития грузоперевозок в ОЭЗ «Алабуга» являются следующие:

1. Создание автотранспортных терминалов, обеспечивающих комплексную переработку и экспедиционное обслуживание грузов.

2. Создание систем комплексного транспортно-экспедиционного обслуживания грузовладельцев с учетом выбора экономически рациональных маршрутов перевозок в городском и местном сообщении.

3. Развитие взаимодействия с другими видами транспорта (мультимодальные и интермодальные перевозки грузов).

4. Широкое внедрение информационно-телекоммуникационных и навигационных систем и электронизации транспортного процесса с учетом формирования единого информационного пространства на основе комплексного совершенствования систем мониторинга перевозок, статистического учета и отчетности, анализа и оптимизации грузового транспортного рынка.

5. Совершенствование дорожной сети, транспортной и сервисной инфраструктуры, устранение диспропорции и узких мест в их развитии.

6. Обновление и модернизация структуры парка грузовых автомобилей с учетом требований рынка и современных международных стандартов.

Таким образом, в результате реализации основных направлений развития грузоперевозок в ОЭЗ «Алабуга» будет складываться эффективно функционирующий и развивающийся автотранспортный комплекс, удовлетворяющий потребности экономики ОЭЗ «Алабуга»  в перевозках.

Список литературы

  1. Россия. Особые Экономические Зоны // Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/industrial/tatarstan/alabuga (дата обращения: 24.05.2021)
  2. Информационные технологии в грузоперевозках автотранспортом // Режим доступа: https://operevozke.ru/articles/informatsionnye-tehnologii-v-gruzoperevozkah-avtotransportom/ (дата обращения: 25.05.2021)
  3. Какие изменения произошли на рынке грузоперевозок в 2020 году // Режим доступа: https://exkavator.ru/main/news/inf_news/124720_kakie_izmeneniya_proizoshli_na_rinke_gruzoperevozok_v_2020_godu.html/ (дата обращения: 26.05.2021)
  4. Логистические тренды 2020–2021 года // Режим доступа: https://www.retail.ru/articles/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-vliyanie-pandemii-covid-19-na-perevozki/ (дата обращения: 26.05.2021)
  5. Логистические тренды 2020-2021 года. Жизнь после пандемии // Режим доступа: https://news.ati.su/article/2021/01/06/logisticheskie-trendy-2020-2021-goda-zhizn-posle-pandemii-120000/ (дата обращения: 25.05.2021)
  6. Современное состояние транспортной инфраструктуры и проблемы развития транспортной логистики решения // Режим доступа: https://www.informio.ru/publications/id4027/Sovremennoe-sostojanie-transportnoi-infrastruktury-i-problemy-razvitija-transportnoi-logistiki-v-RF/ (дата обращения: 23.05.2021)
  7. Тенденции в сфере грузоперевозок // Режим доступа: https://www.4logist.com/freight-trends/ (дата обращения: 25.05.2021)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее