Нарушение прав потребителя в торговой практике религиозных организаций

Нарушение прав потребителя в торговой практике религиозных организаций

Защита прав потребителей выступает важнейшей задачей современного рынка в России. В статье анализируются не только основы деятельности таких организаций, но и вопросы защиты потребителей. Кроме того, рассмотрены сделки церкви, которые никак юридически не подтверждены и потребители не получают необходимую защиту в случае покупки некачественного товара. Также в данной статье автором анализируются иные нарушения прав потребителей при осуществлении коммерческой деятельности религиозными организациями.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (65), май ‘22

Поделиться

Религиозные организации в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации относятся к некоммерческим юридическим лицам. Ч. 1 ст. 50 Гражданского кодекса российской Федерации (далее – ГК РФ)[1], устанавливает, что некоммерческие организации отличаются от коммерческих тем, что не преследуют извлечение прибыли как основной цели своего существования. Такие организации создаются с целью удовлетворения, определенные общественных потребностей, выходящих за рамки коммерческой деятельности. Ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"[2]устанавливает, что некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ

Определение религиозной организации закреплено в ч. 1 ст. 123.26 ГК РФ, согласно которой религиозной организацией признается добровольное объединение постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации граждан Российской Федерации или иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в установленном законом порядке в качестве юридического лица (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением в соответствии с законом о свободе совести и о религиозных объединениях в целях совместного исповедания и распространения веры организация и (или) созданный указанным объединением руководящий или координирующий орган. Таким образом, целью создания религиозной организации является удовлетворение потребностей общества в вероисповедании, совместное ведение религиозного культа.

Ч. 4 ст. 50 ГК РФ устанавливает, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Таким образом, некоммерческие организации, в том числе и религиозные организации не лишены права извлекать прибыль из своей деятельности, но это не должно становиться главной целью их существования. Осуществление такой деятельности может быть, в частности, связано с необходимостью содержания самой организации и достижения целей её создания.

В основном коммерческая деятельность религиозных организаций связана с реализацией продукции, используемой для осуществления религиозного культа (например, свечи, иконы, нательные кресты и другое). Однако исследователи отмечают, что современные религиозные организации нередко занимаются реализацией пищевой продукции (например, православные), а исламские религиозные организации занимаются деятельностью, связанной с реализацией разрешенной в исламе продукции[4,C.126]. Таким образом, на данный момент коммерческая деятельность религиозных организаций является весьма обширной. В связи с этим остро встаёт вопрос о защите прав потребителей в ходе их взаимодействия именно с религиозными организациями.

В деятельности религиозных организаций исследователи и практики нередко находят признаки притворных сделок, которые, несомненно нарушают права и законные интересы потребителей. Так, Сергей Громов говорит о том, что утверждение Русской православной церкви о том, что продажа товаров религиозного назначения не является куплей-продажей, а выступает в качестве дарения, является примером притворной сделки[5,c. Так, ч. 2 ст. 170 ГК РФ устанавливает, что притворной является сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях. Такая сделка является ничтожной. Громов справедливо отмечает, что деятельность по продаже предметов религиозного культа никак не может считаться дарением, поскольку потребители платят строго определенную сумму за их приобретение. Кроме того, в рамках осуществления такой деятельности церковь осуществляет отчуждение именно материальных благ, а не просто передачу их в собственность другого лица.

В ходе многочисленных проверок со стороны общественных организаций были также выявлены факты нарушения прав потребителей. Так, интересной представляется проверка, проведенная Ивановским обществом защиты прав потребителей (далее – Общество). Например, обществом было выявлено, что на территории Храма Христа Спасителя по адресу: Москва, ул. Волхонка, 15, фактически оказываются услуги коммерческого характера. Так, на территории располагается автомойка, столовая, химчистка, торговые ряды и многое другое. Ч. 1 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей"[3] устанавливает, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Однако в нарушении данных правил вывески на территории Храма нет. Также встаёт вопрос о законности нахождения данных объектов на территории именно храма, то есть некоммерческой организации. По нашему мнению, данные объекты никак не соответствуют цели существования религиозной организации, а деятельность, которую они осуществляют выходят за рамки некоммерческой. Ввиду этого встаёт вопрос является ли РПЦ в действительности некоммерческой организацией или ее деятельность в настоящий момент носит исключительно коммерческий характер?

Кроме того, важно учитывать, что закон устанавливает обязанность лица, оказывающего услугу, предоставлять полную информацию о содержании данной услуги. Однако, посещая церковь или иную религиозную организацию, видели ли вы описание хоть одной из оказываемых услуг? Ответ очевиден. Однако такое положение также является прямым нарушением прав потребителей при оказании им платной услуги.

Таким образом, по нашему мнению, деятельность религиозных организаций, а в особенности РПЦ, содержит нарушения действующих норм о защите прав потребителей. Именно поэтому автор считает необходимым проведение более тщательных проверок в отношении религиозных организаций по вопросу соблюдения ими правил о защите прав потребителей.

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 09.03.2021) // Собрание законодательства РФ. -1994. - № 32. - Ст. 3301.
  2. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях"(ред. от 30.12.2020) // Собрание законодательства. - 1996. - № 3. - Ст. 145.
  3. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей"(ред. от 08.12.2020) // Российская газета. - 1992.
  4. Сергеев П.В. К вопросу о коммерческой деятельности религиозных организаций // Вестник Московского университета. - Серия 11. Право. - 2019. - №3. С. 125-134.
  5. Громов С. Притворные сделки в торговой деятельности религиозных организаций [Электронный ресурс] // Zakon.ru. 2018. URL: https://zakon.ru/blog/2018/01/29/pritvornye_sdelki_v_torgovoj_praktike_religioznyh_organizacij (Дата обращения: 26.03.2022).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary