Значимость формирования представлений о малой родине у детей младшего школьного возраста

Значимость формирования представлений о малой родине у детей младшего школьного возраста

В статье рассматривается значимость формирования представлений о малой родине у детей младшего школьного возраста. Дети младшего школьного возраста уже имеют определенный объем знаний о своем городе. Круг интересов и представлений значительно шире, а потому, руководствуясь ФГОС ДО, где особое внимание сосредотачивается на целесообразности сознательного усвоения детьми объектов окружающей среды, познавательный материал для ознакомления с родным городом следует отбирать так, чтобы он в большей степени способствовал воспитанию патриотических чувств. Детям следует предоставлять возможность самостоятельно анализировать, сравнивать те явления с которыми их знакомят, развивая таким образом познавательную активность, любознательность.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 20 (65), май ‘22

Поделиться

Без знания прошлого не построишь настоящего и не заглянешь в будущее, а для этого необходимо хорошо ознакомиться с историческим опытом предков. Также краеведение сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, использование которых способствует воспитанию учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, нравственности.
Малая родина  предстает в ознакомлении младших школьников как культурная ценность, среда жизнедеятельности ребенка, его саморазвития; пространство узнавания мира и его модель; воспитательная среда и пространство гражданской, экологической и художественно - творческой активности. Любовь к малой родине является определяющим элементом социальной активности, гражданской позиции и позиции ребенка. Понятие любви интегрирует внимание и уважение к малой родине, потребность ценить его как среду своего развития, умение находить в нем красоту, беречь и приумножать ее, выявлять морально - эстетическое отношение к архитектурным формам, желание воспроизводить их в своем творчестве. Развитие младших школьников  при формировании представлений о малой родине  возможно только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, различные виды деятельности, свойственные младшего школьному возрасту.
Знание младших школьников  о родном городе должны нести не только информативную функции. Учителю необходимо умело сочетать прошлое и современность, давать детям попытку самостоятельно оценивать социальные явления, тем самым формировать в них начала общественных и патриотических чувств. 
Ознакомление  младших школьников с историей малой родины Е.С. Коваленко рассматривает как организованную и управляемую педагогом многогранную познавательную поисково-исследовательскую, общественно-полезный труд детей, направленные на комплексное изучение малой родины (природа, быт, хозяйство, культура), с посильным участием их в охране и сохранении достижений национальной культуры и окружающей природы.  Ознакомление  младших школьников с историей родного края является одной из важных основ в укреплении связи начальной школы с жизнью, трудом взрослых [3].
Необходимо воспитывать у младших школьников гражданские чувства, умение вести себя во время звучания государственного гимна, с уважением относиться к Гербу и флагу России. Младшие  школьники должны знать названия крупных городов России, значимые географические названия, памятные места. Знакомить с выдающимися историческими датами, привлекать к участию в их праздновании [2].
Учить понимать и уважать исконные традиции, обычаи, символы родного края. Знакомить с названием родного края, города, села, с известными памятниками культуры, легендами, рассказами, былями родного края. 
Среди методов формирования представлений о малой родине определены:
- организованное наблюдение за окружающей действительностью, умело соединенное с чтением художественных произведений, слушанием музыки, рисованием, рассмотрением картин;
- систематическое проведение экскурсий по выдающимся местам родного города, посещение музеев, выставочных залов;
- собеседование с применением методических приемов (вопросы, сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей);
- непосредственное участие детей в благоустройстве и охране природы;
- приобщение детей к участию в народных традиционных праздниках;
- широкое использование фольклора во всех его жанрах (сказки, загадки, пословицы, поговорки, легенды, легенды), народного песенного творчества (колыбельные, народные песни и танцы, хороводные игры)
- ознакомление детей с народным декоративно-прикладным искусством, бытом, одеждой.
Образовательная система на современном этапе ее развития воспитывает гражданина правового демократического государства - образованного, развитого, вооруженного надежными знаниями. Этот процесс начинается там, где ребенок впервые осознает себя личностью - в родном селе, поселке или городе, в семье, кругу друзей, в среде, в которой живет. Поэтому она должна иметь знания о том месте, где родился, живет, учится, все, что можно назвать коротко, но исчерпывающе - малая Родина. Малая родина  - это родной дом, дорогой и близкий сердцу каждого человека.
Интересоваться историей и настоящим малой родины, должны прежде всего взрослые -  учителя, родители - и передавать свои знания в доступной форме детям. А потом и они сами начнут листать страницы, узнавая о земле, на которой живут. Потому что только то, что хорошо знаешь - крепко любишь.
Анализ научной литературы показывает, что воспитание любви к родному городу начинается еще в младшем школьном возрасте и является составной частью патриотического воспитания. Патриотическое воспитание - процесс воспитания у детей патриотизма. 
Дифференциации понятий «родная земля», «родина», «родной край», нахождению отличных черты и сходства способствуют наблюдения на прогулках и экскурсиях, на которых каждое понятие учитель должен мотивировать. Ведь именно от этого зависит качество и конкретность поставленных задач. Наблюдая, учитель обращает внимание на яркие и динамичные объекты (строится дом, школа, кто строит, как возводятся стены и т. д.).
Занятия по формированию представлений о малой родине  следует проводить один раз в неделю. При повторном обращении к материалу, краеведческое содержание постепенно обогащается новыми понятиями, ценностями, отношением.
Для формирования представлений о малой родине  целесообразно использовать следующие темы: «История города», «Труд взрослых», «Отдых в родном городе», «Природа», «Культура поведения в городе», «Защитники города», «Достопримечательности город» [1].
Во время ознакомления детей с историей и достопримечательностями города для достижения оптимального результата следует соблюдать следующие правила:
1. В рассказ о родном городе обязательно включать демонстрацию наглядности: фотографий, репродукций, слайдов, схем, рисунков.
2. В процессе рассказа вести с детьми активный диалог.
3. Использовать доступную детям лексику, сразу объяснять значение незнакомых слов, названий; не используя при этом сложной терминологии и не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Беседу учитель направляет на понимание связей между отдельными явлениями (большая территория государства - многие города и села и т.д.). Постановка вопросов и репродуктивных задач способствует припоминанию детьми интересных фактов, примеров событий, с которыми они хорошо знакомы. Дети анализируют различную природу родного края, учитель подводит их к пониманию сведений о различиях климатических условий и зависимости от них особенностей животного и растительного мира. Во время беседы используются литературные источники, различные картины, наглядные пособия, иллюстрации, ТСО, вопрос констатирующего и проблемного характера. 
Составной частью беседы является сообщение названий крупнейших городов России. Дети должны запомнить их, соотносить с ними основные события и явления [5].
В течение года планируются два-три занятия, посвященные этой теме. Их основная цель -поддержать и укрепить интерес детей к ознакомлению со столицей РФ, выдающимися городами города, трудом, бытом и отдыхом его жителей.
При наличии у детей достаточно обобщенных знаний учитель во время заключительной беседы подводит детей к понятию «столица» - самый главный город государства. Учитель  рассказывает детям историю города, основные памятники культуры и архитектуры города, об исторических событиях связанные с образованием города и его сегодняшним днем.
Краеведение  (педагог значительно расширяет, увеличивая не только объем информации, но и его тематическую направленность. Например, знакомство  с городом или селом следует начинать с объяснения названия и тех символических знаков, которые исторически в них заложены. Так, обязательным атрибутом города как населенного пункта в традициях прошлого были герб и флаг. Каждый из них имел свое символическое и традиционное значение.
Детей следует ознакомить с гербом города. Знакомя с улицами и площадями населенного пункта, учитель углубляет представления детей о людях, чьими именами они названы. Обязательными атрибутами улиц и площадей являются памятники, барельефы, мемориальные комплексы, басни. В этой возрастной группе дети узнают от педагога о заслугах известных людей в таком объеме, чтобы понять, чем они выдающиеся перед народом и страной.
Работа учителя  над этой темой предусматривает проведение с детьми целевых прогулок, экскурсий, встреч и бесед с лучшими людьми края, рассмотрение наглядных иллюстраций. Дети седьмого года жизни должны хорошо дифференцировать понятия «город», «деревня», «государство», историческое прошлое РФ [6].
Дети  младшего школьного возраста уже имеют определенный объем знаний о своем родном городе. Круг интересов и представлений младших школьников значительно шире, а потому познавательный материал для ознакомления с родным городом, следует подбирать так, чтобы он в большей степени способствовал воспитанию патриотических чувств.
Ознакомлению детей с историческим прошлым и памятным местам отводится несколько занятий, которые отличаются друг от друга методами, приемами и средствами достижения цели. Одни занятия проводятся в форме экскурсии, другие - беседы, другие проводятся в форме составления «Путеводителя», «Устного журнала» и так далее.
Учитывая требования ФГОС учитель должен сформировать у детей «эмоционально-ценностное отношение к рукотворному миру. Поэтому ряд занятий отводится ознакомлению младших школьников с трудом взрослых на предприятиях города. Дети узнают о том, какие продукты питания производятся в нашем городе. Эти знания дети смогут реализовать в сюжетно-ролевых играх, рисунках, в быту. Следует уделять внимание участию и роли родителей в социальном процессе, что повышает интерес детей к объектам и явлениям окружающего мира.
Ознакомление детей с родным городом педагог значительно расширяет, увеличивая не только объем информации, но и ее тематическую направленность. Например, знакомство с городом следует начинать с объяснения названия и тех символических знаков, которые исторически в них заложены. Так, обязательным атрибутом города как населенного пункта в традициях прошлого были герб и флаг. Каждый из них имел свое символическое и традиционное значение.
В этой возрастной группе дети узнают от педагога о заслугах известных людей в таком объеме, чтобы понять, чем они выдающиеся перед народом и страной. Работа учителя  над этой темой предусматривает проведение с детьми целевых прогулок, экскурсий, встреч и бесед с лучшими людьми города.
Рекомендации педагогам по формированию патриотического сознания у детей младшего школьного возраста:
1. Ознакомление детей с родным городом в школе представляет собой целостную систему разнообразной работы. Здесь тесно переплетаются специально организованные занятия с детьми (ознакомление с окружающим, музыкальные, ознакомление с природой, знакомство с произведениями искусства и т.п.), чтение художественной литературы, беседы, экскурсии и заочные путешествия, целевые прогулки и много других форм работы с младшими школьниками. Начинать работу нужно с младшего школьного возраста. Простые знания в этом возрасте является интеллектуальной основой для формирования у детей четвертого года жизни доступного совокупности представлений о родном городе, объединенных существующими связями и зависимостями между географическим положением и природой населенного пункта, где живет ребенок, природой и особенностями труда взрослых, средств связи и тому подобное.
2. В младшем школьном возрасте значительно расширяется кругозор ребенка, развиваются познавательные интересы. Объем информации, которую ребенок получает из различных источников, интенсивно формирует любознательность и наблюдательность. Задача учителя  заключается в том, чтобы систематически и последовательно стимулировать и поддерживать эти процессы, углублять и развивать их. Особенностью краеведческих представлений является универсальность и неограниченная вариативность использования.
3. К работе по ознакомлению детей с родным городом необходимо привлекать родителей и ближайших родственников ребенка. Работа учителя  с детьми и их родителями особенно влияет на творческую атмосферу перед занятиями, праздниками, производит глубокие впечатления, смущает души детей и взрослых секретностью оберегов и их магической силой, привносит ощущение радости за соблюдение народных традиций в их полном объеме. Младшие школьники обогащаются знаниями народных традиций, в них формируется уважение к предкам, их жизни, историческая память.
4. Желательно оборудовать в каждой группе специальный уголок, где будут и куклы, одетые в национальные костюмы, и народные игрушки, фотографии памятников родного города и столицы, государственные символы РФ и т.д.
Воспитанников целесообразно привлекать к участию в праздновании Рождества, Пасхи. Участие детей в праздниках, на которых они одеты в народную одежду формирует у детей чувство принадлежности народу, гордость за свое государство, его традиции и уважение к народным традициям других наций.
Новым для детей начальной школы является понятие «страна», «Россия», «государство», «столица». На шестом году жизни дети должны хорошо ориентироваться на том, что больше - город или село; что большой город имеет центральную часть и районы (микрорайоны) что крупнейший город - столица - меньше, чем государство; что каждое государство имеет свое название, наше государство - Россия. Учитель  сообщает детям гражданами какого государства они являются, рассказывает о том, как богата наша страна полезными ископаемыми, что она многонациональная по составу; называет крупнейшие города, реки, горы и тому подобное. Ведущий метод - беседа с привлечением вспомогательных методов и приемов [4].
Таким образом, знания и впечатления младших школьников необходимо постоянно обогащать и расширять, поддерживать интерес ребенка к познанию истории и современности родного города в различных видах деятельности. Дети младшего школьного возраста уже имеют определенный объем знаний о своем городе. Круг интересов и представлений значительно шире, а потому познавательный материал для ознакомления с родным городом следует отбирать так, чтобы он в большей степени способствовал воспитанию патриотических чувств.
 

Список литературы

  1. Макарчук, Я. В. Патриотическое воспитание младших школьников в системе дополнительного образования / Я. В. Макарчук // Научный диалог. – 2017. – №1. – С. 280-291.
  2. Коваленко Е.С. Формирование у младших школьников представлений о малой родине/ Е.С. Коваленко // В сборнике: Обучение и воспитание в период детства: современные теоретические и методические проблемы дошкольного и начального образования. сборник статей по материалам научно-методического семинара и круглого стола "Психологическая готовность и адаптация ребенка к обучению в школе". 2021. С. 137-140.
  3. Нагорняк, А. В. Содержательно-организационная характеристика патриотического воспитания молодежи в современных условиях / А. В. Нагорняк // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. - 2016. - №3 (31). - С. 99-102.
  4. Филина, Д. Р. Диагностика патриотической воспитанности школьников в центре образования / Педагогические инновации в работе с одаренными детьми: традиции и перспективы. Сборник материалов I-й научно-практической конференции-конкурса. – И.: ИП Корниенко А.А., 2019. – С. 251-256.
  5. Андрюнина, А. С. О патриотическом воспитании в детском оздоровительном лагере / А. С. Андрюнина // Педагогическое образование в России. – 2017. – № 5. – С. 16-21.
  6. Бутов, А. В. Формирование у школьников представлений о родном крае как компонент краеведческого образования / А. В. Бутов // Молодой ученый. — 2020. — № 46 (336). — С. 391-394.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary