Продюсер и продюсирование как новое направление в медиа

Продюсер и продюсирование как новое направление в медиа

Данная статья посвящена проблеме профессии продюсера и продюсирования в медиареде как нового постоянно изменяющегося направления.

Авторы публикации

Рубрика

ПРОЧЕЕ

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 19 (64), май ‘22

Поделиться

В современном мире множество трактовок понятия «продюсер», все они верны и взаимно дополняемы. Кроме того, эта профессия приобретает новые смыслы в постоянном меняющемся мире digital. «Продюсер в российской действительности – это, прежде всего, организатор, за которым стоит целая команда, которая и делает проект» [1, с. 25]. Если собрать по одному ключевому слову от задач продюсера различных направлений, то можно получить такую подборку: организация работы, финансы, юридические аспекты, творчество, креатив, продвижение, анализ. Но обязанности продюсера не ограничиваются только этой подборкой, многое зависит от сферы (музыкальная, образовательная и тд.) и специфики конечных продуктов, однако выделенные задачи – основы продюсирования медиапроектов. Продюсирование медиапроектов является актуальной проблемой в сфере медиа, так как это направление на стадии становления и не имеет однозначного понимания. Мир digital находится в постоянном изменении, а за ним, следуя трендам, деформируется профессия «продюсер».

Считается, что понятие «продюсер» в сознании людей зародилось с приходом массовой культуры, т.е. на рубеже XIX века. Однако нельзя отрицать тот факт, что массовая культура была всегда, и в первобытном обществе, и в индустриальном. Наскальная живопись, книгопечатание, элементы культуры разных народов (танцы, язык и тд.) – всё это и есть массовая культура. Яркий пример массовой культуры – древнегреческий театр, где были демонстрированы религиозные и социально - этические понятия общества. Помимо «актеров» такого театра, существовали сочинители пьес (наиболее известные из них Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан, Аристотель), чаще всего они же были режиссерами - постановщиками (человек, который руководит съемочным процессом или репетициями) и теми самыми «продюсерами», занимающимися организацией процесса, подбирающего «актеров» и тд.). Из этого следует, что «продюсеры» существовали еще до нашей эры, но такого понятия не существовало, так как профессия была на стадии становления, как и понятие о массовой культуре. Однако формирование профессии «продюсер» произошло около 1910-х годов в сфере кино. Позже о продюсерах упоминалось и в индустрии театра, музыки, а с появлением Интернета появилось новое ответвление – Интернет – продюсер. Также он может называться digital-продюсер, продюсер онлайн-проектов, продюсер медиапроектов и тд.

Проблему продюсирования рассматривали в своих работах множество представителей медиасреды. Основные публикации посвящены сфере кино, позже стал популярен телевизионный контент, который рассматривался во многих работах – Т.Н. Парсаданова «Продюсирование телевизионного контента. Актуальные проблемы», С. Корнеева «Как зажигают звезды: технологии музыкального продюсирования», Т. В. Эль-Бакри «Продюсирование. Кино, телевидение и видеопроекты в Интернете» и многие другие издания. В каждом из произведений авторы описывают специфику продюсирования в определенной сфере (кино, музыка, телевидение и тд). Профессию «продюсер» В. И. Сидоренко рассматривал в своем учебном пособии «Трудовые аспекты продюсирования» с точки зрения менеджмента и управления персоналом: «Процесс управления созданием и реализацией контента в фильмопроизводящих организациях и структурах, обслуживающих эту сферу, многогранен и сложен, его составляющие – планирование, организация, подбор персонала, руководство, контроль и др. И центральное место здесь, несомненно, занимает управление персоналом» [2, с. 8]. К тому же, в пособии изложены особенности правового регулирования процесса. В различных публикациях «продюсер» и «продюсирование» рассмотрены с разных сторон, но единого определения для данного направления нет.

Производство медиапродукта делят на несколько этапов: пре-продакшн, продакшн, постпродакшн. Медиапроект также проходит все эти этапы и на каждом из них проходят разные процессы.

Пре-продакшн подразумевает генерирование идеи (четкое формулирование идеи в 2-3 предложениях), определение ее актуальности в мире, анализ целевой аудитории и анализ площадок для презентации продукта.

Продакшн. На данном этапе происходит сбор проекта по частям, т.е. продумывается название проекта; собирается команда и расписываются роли участников; намечается план выхода контента и анализ площадок, которые больше подходят под вашу аудиторию и выпускаемый материал; формируется бюджет проекта (распределение имеющихся средств, поиск софинансирования, предложения к сотрудничеству инвесторов и тд.). Если необходимо, вы «переупаковываете» свой контент под несколько площадок. Например, вы публикуете видео на YouTube, но этот же контент вам также нужно опубликовать на площадку Instagram. Так как большие форматы не поддерживаются на данной площадке, и вы можете сделать нарезку интересных моментов из вашего видео и выгрузить на площадку Instagram, но оставить ссылку на полноценный ролик в YouTube, и, возможно, ваша аудитория перейдет по данной ссылке, даже если раннее не смотрела вас на площадке видеохостинга.

Постпродакшн включает в себя презентацию вашего продукта на площадке. Но на презентации проекта не заканчивается работа по нему. Проводится анализ выпущенного контента, просматриваются охваты, интерес зрителя, т.е. анализ результата. На протяжении реализации всего проекта необходимо отслеживать реакцию зрителя на ваш продукт, составлять креативные стратегии для привлечения новых зрителей, модернизировать контент исходя из постоянно меняющихся трендов в мире медиа.

Рассматривая такое направление как продюсирование проектов, были выявлены этапы производства проектов и особенности продюсирования на каждом из них. Специфика работы на этих этапах может меняться в зависимости от трендов неустановившейся цифровой среды. Медисфера находится в постоянном «движении», вместе с ним «движется» и меняется такое новое направление как продюсирование.

Список литературы

  1. Корнеева С.М. Как зажигают звезды / С.М. Корнеева. – СПб. : Питер, 2004. – 320 с.
  2. Сидоренко В.И. Трудовые аспекты продюсирования: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Продюсерство» / В.И. Сидоренко, Е.А. Звегиниева, И.Л. Гусева: под ред. В.И. Сидоренко. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 303 с.
  3. Шутов В. А. Продюсирование как средство продвижения деятельности творческого коллектива на рынке исполнительных услуг / В. А. Шутов. – Екатеринбург, 2016. – 46 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary