Австрийский психиатр, психолог и психоаналитик Зигмунд Фрейд является одной из ярчайших личностей, деятельность которой охватила различные сферы общественной жизни: от медицины до юриспруденции. Фрейд подверг человеческую психику достаточно подробному анализу, рассмотрев реакцию индивида на различные факторы внешней жизни – в том числе на государство и право.
При этом для понимания влияния деятельности З. Фрейда, в том числе на учения о праве и политике, стоит отметить, что его деятельность настолько обширна, что до настоящего времени отсутствует информация о всех его научных трудах [1, с. 95].
Необходимо понимать, что центральным элементом психоаналитического учения Фрейда являются бессознательные импульсы, превалируют среди которых импульсы сексуального характера. По мнению ученого, именно бессознательные импульсы психосексуального характера являются основными детерминантами поведения человека [2, с. 74-75].
Как указывает А.Б. Карабанов, характерной чертой учения З. Фрейда является отождествление всей жизни человека с подсознательными желаниями и импульсами, которые являются определяющими при формировании желаний, предпочтений и поведения личности, как в обществе, так и с самим собой [3, с. 15].
Стоит отметить, что воззрения З. Фрейда основываются не только на рассмотрении человека как «раба» собственных импульсов. Так, ученый отмечал, что поведение человека претерпевает существенное воздействие в связи с наличием конфликта между бессознательными желаниями и установками, которые имеют место быть в обществе, семье, социальной группу, в которой находится человек [2, с. 90]. Фрейд отмечает, что консолидация тех процессов, которые происходят в подсознании человека и той борьбы, которая складывается между последним и сознательными действиями и взглядами индивида в некоторой степени образуют личность каждого человека.
В то же время, в аспекте рассматриваемого вопроса нельзя не обратить внимания и на позицию З. Фрейда, в соответствии с которой человеку свойственна природная агрессия, которая оказывает существенное влияние на поведение человека [4, с. 23]. В этой связи ученый отмечал, что законы принимаются, дабы ограничить агрессивное поведение одной части общества и обеспечить возможность проявления агрессии со стороны другой.
При этом, как отмечает З. Фрейд, полный запрет на агрессивное поведение в обществе невыгодно государству, в связи с тем, что у человека, которому не предоставлена возможность реализовать собственные негативные эмоции, происходит формирование комплексов, что, в свою очередь, приводит к социальной неудовлетворенности индивида [4, с. 29].
Иллюстрируя собственные умозаключения, психоаналитик приводит в пример страны мусульманского мира, в которых сильнейшее ограничение общесоциальной агрессии, в том числе вербальной, приводит к реализации аффективного поведения в малых социальных группах, чаще всего семьи. Именно поэтому, считал З. Фрейд, мусульманским странам свойственно предоставление мужу тоталитарной власти над женой и детьми [4, с. 33].
Нельзя не отметить, что позиция З. Фрейда относительно прирожденной человеческой агрессии достаточно логична, в том числе, в части причин военных конфликтов и преступности. Так, например, психоаналитик указывал на то, что война представляет собой акт массовой агрессии целого ряда людей, которые лишены возможность реализовать ее в стандартных условиях [5, с. 149].
Рассматривая роль права и государства в жизни общества и конкретного человека, З. Фрейд указывал на то, что данные публичные институты имеют своей целью установление общих норм поведения в обществе, которые основываются не только на объективных требованиях, но и на бессознательных желаниях законотворцев [6, с. 214]. При этом, как указывал Фрейд, диссонанс между запретительными требованиями нормативно-правовых актов и требований государства и подавляемыми в связи с этим бессознательными желаниями индивида может привести к проявлению крайних взглядов и девиантного поведения.
Нельзя не обратить внимания на политико-правовые воззрения З. Фрейда, связанные со структурой общества. Психоаналитик указывал на то, что для людей свойственен поиск лидера, который станет способом их обезличивания, что предоставляет свободу действий и поведения, границу которой определит сам лидер [7, с. 129]. Так, Фрейд отмечал, что типичное общество включает в себя три элемента:
- вождь, который занимает центральное положение в обществе, принимает ключевые решения, беря (или же инсценируя) на себя ответственность не только за свои действия, но и за действие иных членов общества;
- элита, малая часть общества, которая, с разрешения вождя осуществляет некоторые властные функции, при этом в элите сконцентрированы личности, для которых принятие самостоятельных решений и несение ответственности за них все еще является возможным и необходимым;
- массы, составляющие большинство от людей, для которых объединение и идеализация вождя и элит является жизненно необходимыми, с целью освобождения себя от какой-либо ответственности.
Привычкой человечества объединяться и жить в рамках социальных групп З. Фрейд объяснял и происхождение государства. Психоаналитик указывал, что для человека свойственно объединение как способ существования, который освобождает от какой-либо ответственности, в связи с образованием человеческой массы, которой руководит психология толпы (коллективное бессознательное).
Интересной является позиция З. Фрейда относительно причин и сущности преступности. Ученый считал, что глубинные причины указанного негативного явления состоят в нескольких причинах. Первые связаны с нереализованностью в обществе, а также наличием детских комплексов и психологических травм, которые индивид проносит через всю жизни и реализует в ходе совершения преступления.
Вторые же, связаны с тем, что предсознательное не блокирует порицаемые в обществе и, соответственно, государстве, подсознательные импульсы, детерминирующие совершение преступления, в связи с чем, они «проникают» в сознание и непосредственно реализуется [4, с. 110-111]. В то же время, нельзя не указать и на то, что дополнительными детерминантами преступности, по мнению З. Фрейда, являются природная агрессия человека и подавляемые бессознательные сексуальные импульсы.
Как верно указывает А.В. Карабанов, понимание важности идей З. Фрейда в аспекте рассмотрения вопроса о теориях возникновения государства сложилось относительно недавно [3, с. 159]. Однако отрицать воздействие идей ученого на психологическую теорию возникновения государства нельзя. Объясняется это тем, что именно З. Фрейд подробно и обоснованно указал на те глубинные психологические причины, которые подтолкнули людей к объединению в государства, с установлением тех или иных социальных норм и правил.
Говоря о влиянии идей З. Фрейда на психологическую теорию возникновения государства, стоит отметить, что именно на основании его воззрений К. Юнг [8, с. 69-71] развил теорию коллективного бессознательного, которая также стала фундаментом для понимания глубинных психологических причин возникновения государства.
Консолидируя политико-правовые воззрения З. Фрейда, можно отметить, что последний оказал существенное влияние на все социальные стороны человеческой жизни, в том числе – государство и право.
Фрейд, будучи разработчиком и приверженцем идей психоанализа, обосновывал существование государства и права целым рядом глубинных психологических причин, наиболее существенной из которых является деятельность подсознательного и тех импульсов, которые оно формирует.
Нельзя не отметить, что З. Фрейд дал подробную характеристику не только психологическим детерминантам деятельности государственных и правовых институтов, но и указал, какое влияние они оказывают на поведение человека и его отношение к нормативным положениям закона и силе государственного принуждения.
Видится, что влияние учений З. Фрейда на психологическую теорию возникновения государства недостаточно оценено и воспринято научным сообществом. В то же время нельзя не признать того, что идеи Зигмунда Фрейда явились основой для дискуссий по поводу психологической теории, что, безусловно, подтверждает его огромную роль в рассматриваемом вопросе.
Список литературы
- Русецкая, Д.В., Милюкова, Ю.Д. Психоаналитическое учение Зигмунда Фрейда в философском контексте / Д.В. Русецкая, Ю.Д. Милюкова // Криминологический журнал. 2021. № 3. С. 94-97.
- Фрейд, З. Введение в психоанализ / З. Фрейд. - М.: Издательство АСТ, 2016. - 544 с.
- Карабанов, А.Б. Политико-правовые взгляды Зигмунда Фрейда: дис. … канд. юрид. наук / А.Б. Карабанов. - М., 2001. - 240 с.
- Фрейд, З. «Я» и «Оно». Избранные труды / З. Фрейд. - М.: Издательство «Юрайт», 2019. - 165 с.
- Горохов, С.А. Феномен агрессии в понимании К. Лоренца и З. Фрейда: сравнительный анализ / С.А. Горохов // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 4. С. 147-151.
- Фрейд, З. Психология бессознательного / З. Фрейд. - СПб.: Питер, 2019. - 528 с.
- Фрейд, З. Психология масс в анализе человеческого «Я» / З. Фрейд. - М.: Издательство АСТ, 2020. - 320 с.
- Юнг, К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное / К.Г. Юнг. - М.: Издательство АСТ, 2020. - 224 с.