Использование инновационных технологий для развития социально-коммуникативных компетенций учащихся»

Использование инновационных технологий для развития социально-коммуникативных компетенций учащихся»

В работе изложен опыт работы организатора воспитательной работы в школе по формированию у обучающихся социально-коммуникативных компетенций,  описаны формы, методы и приёмы, используемые педагогом для реализации поставленных целей.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 16 (61), Апрель ‘22

Поделиться

Сегодня в  России назрела необходимость воспитать поколения людей, готовых принять полную ответственность за свою жизнь; способных рассматривать любое поражение как урок, требующий усвоения и выводов; настойчиво ставящих себе социально и нравственно обоснованные жизненные цели и ориентированных на их достижение.

Социальный заказ нашего общества перед школой - это воспитание активной, самостоятельной, уверенной в себе личности, способной ориентироваться в сложных условиях современной действительности. Современное  общество остро  нуждается в творчески мыслящих людях, способных принимать нестандартные решения, порождать оригинальные идеи, развивать культуру. Общество заинтересовано в подготовке не только руководителей и исполнителей, но и преобразователей, творцов.

Выпускаясь из стен родной школы подросток должен обладать группой компетенций, необходимых  для творческого становления личности. Вот основные из них  информационные,  интеллектуальные, организационные,  социально- коммуникативные.  К  социально- коммуникативным компетенциям относят умения и навыки, связанные с процессом общения и социальной адаптации детей.

Вне общения просто немыслимо человеческое общество. Общение служит для установления общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека. Общение служит самоопределению человека, без него человек бы выпал из совместной деятельности и оказался бы вне человечества.

Потребность в общении есть у  каждого нормального человека. Она появляется у младенца и удовлетворяется в первую очередь в общении с матерью. С возрастом эта потребность дифференцируется, для её удовлетворения  теперь уже нужны не только близкие взрослые, но и другие люди, в том числе сверстники. Чем старше ребёнок, тем в большей мере ему свойственна потребность в эмоциональном контакте с другими людьми. Поэтому столь важно, чтобы ребята имели возможность приобретать позитивный опыт общения.

Важную роль  в создании условий для правильных взаимоотношений играет организация воспитательных мероприятий в школе.

Умения , необходимые школьнику для межличностного общения приобретаются  и развиваются в процессе и общественно-полезной работы и культурно- развлекательных  мероприятий, школьных праздников и общешкольных комплексных дел. Эффективным способом целенаправленного развития этих умений может послужить  любое дело в организацию и проведение которого вовлечены дети.

Условно все дела можно разделить на несколько групп:

ü мероприятия направленные на развитие речи ( конкурсы чтецов, сочинений, дискуссии, диспуты, литературные гостиные, коллективное планирование  и анализ мероприятий, тематические линейки, участие детей в написании  сценариев)

ü социально-значимая деятельность. ( Субботники, акции, разные виды трудовой деятельности)

ü мероприятия, дающие возможность для неформального общения (совместная организация и проведение дел, походы, экскурсии, поездки, дискотеки, вечера, посиделки).

Но коммуникативные компетенции это не только умение общаться и находить себе друзей. К ним относится  большая группа умений и навыков:

  • поисковые (исследовательские) умения
  • умения способность самостоятельно детально исследовать вопросы выбранной ими темы,
  • умения самостоятельно принимать решения,
  • умения находить несколько вариантов решения проблемы;
  • умения  умение устанавливать причинно-следственные связи
  • умение работать в команде;
  • умение взаимопомощи в группе при решении общих задач;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • умение находить компромисс
  • формирует навыки оценочной деятельности
  • развивает презентационные умения и навыки
  • навыки монологической речи;
  • умение уверенно держаться во время выступления;
  • умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
  • умение отвечать на поставленные вопросы.

Сегодня, когда на государственном уровне произошел поворот от обучения к воспитанию как приоритетной деятельности образовательных учреждений, большую значимость приобретает проектирование механизмов построения воспитательного процесса с учетом инновационных педагогических идей.

Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.

2. Инновация представляется как процесс внедрения новшест.

В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения:

В последнее время в педагогике все чаще встречается слово «технология».

Безусловно, знание воспитательных технологий и способность выбирать оптимальные, реализуя прогностическую функцию, залог успеха! Это компетентность, это польза, это радость, это стимул, это уже положительный результат.

Таким образом, педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования; это описание процесса достижения планируемых результатов обучения и воспитания. Все инновационные технологии можно условно разделить на 2 группы:

Инновационные   технологии   с использованием икт и инновационные технологии способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников

Инновационные   технологии   с использованием икт

  1. Интернет-технологии (поисковая, исследовательская, конкурсная работа в Интернет-пространстве; - создание Интернет – сайта; групп в интернете;)
  2. технологии с использованием икт (создание мультимедийных фильмов, презентаций; создание звукового сопровождения и видеоизображения;

использование, широкое применение  презентаций на мероприятиях, уроках

-создание проектов; участие в научно-практических конференциях в рамках школы оформление портфолио, фотоальбомов, сайтов , летописей в электронном варианте.

-выпуск печатной продукции (тематические буклеты к школьным мероприятиям, афиши и программы к конкурсам, школьная газета, листовки, плакаты по случаю отдельных событий в том или ином классе).

- создание портфолио учащихся;

выполнение разнообразных творческих работ; проектов

участие в конкурсах  компьютерных рисунков, мультимедийных фильмов

  1. технология электронной почты, компьютерные обучающие программы,( - отправка работ средствами Интернет и электронной почты;- создание Интернет – сайта; групп в интернете;
  2. Web-технологии, Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар Телемосты и интернет мосты

Онлайн-семинар (веб-конференция, вебинар, англ. webinar) — разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение.

Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим.

Технология «кейс-стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций),  использование в работе психолога тестовых компьютерных диагностик, бланков, развивающих игр для индивидуальной и групповой работы

  1. синематехнологиии( просмотр фильмов и обсуждение с принятием решения)

Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и внеклассных мероприятий без использования ИКТ.

Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга, повышению уровня воспитанности учеников.

В нашей школе

  • синематехнологии ( просмотр фильмов и обсуждение с принятием решения), стали традиционными коллективные просмотры фильмов на военную тематику обычно в декаду патриотического воспитания, месячник мужества

( для учеников начальной школы  мультфильмов по правилам безопасности

Синематехнологии просты в использовании, могут осуществляться по 2 схемам:

  • перед просмотром перед детьми ставится проблема или острый вопрос, на который в ходе просмотра и обсуждения фильма дети должны будут ответить;
  • сначала идёт просмотр фильма, а затем дети высказывают эмоции, связанные с просмотром фильма, находят  проблему, поднятую в фильме и обсуждают её.
  • просмотр фильма «9 рота»,  вызвал очень острую дискуссию
  • создание мультимедийных фильмов, презентаций  на концерты, мероприятия, праздники. Создался актив учащихся, которые постоянно занимаются мультимедийным сопровождением, с удовольствием составляют презентации к  üпраздникам. 

В прошлом  году учащиеся нашей школы участвовали в республиканской акции « Россия: права и обязанности человека» Над созданием и  реализацией проекта « Права человека»  учащиеся нашей школы работали давно. В школе был создан правовой отряд « Мы большие «Членами правового отряда была проделана глобальная работа, обработано большое количество информации.  И обобщив весь опыт работы по правовому воспитанию, учащиеся школы под руководством педагогов создали мультимедийный фильм  и плакат « Пользуясь правами, строим будущее сами!». Эти работы были отправлены на республиканский конкурс. Результаты конкурса следующие : фильм- 3 место, плакат- 2 место

  • участие  в конкурсе социальной рекламы мультимедиафильм

        Конкурсы  мультимедийных  фильмов  Я патриот своей Родины  в прошлом  году 2 первых места в номинациях моя семья и моя малая родина, и в этом году  1 места в номинациях  моя семья и дорогой добрых дел;

  • мультимедийное сопровождение ко всем мероприятиям, что придаёт яркость, наглядность  любому мероприятию, повышает интерес;
  • создание сайта школы; групп в интернете; Ученица 5 класса   создала   в сети интернет группу Коош, где отражена история школы, важные события, новости и интересные моменты жизни школы.   Члены группы пополняют фотоальбомы фотографиями, которые мы  использовали при подготовке к юбилею школы. Благодаря этой группе архив школьных фото не только пополнился, но и ещё нам удалось систематизировать фотографии по группам.
  • мероприятия, связанные с поиском информации  в интернете. каждый год в январе в честь Дня школяра у нас проходит игра «Двое против всех» . Тема игры оглашается заранее,  в прошлом году игра была посвящена Жизни и творчеству М.В Ломоносова. От каждого класса выдвигаются по одному или двое учащихся, они  подбирают вопросы по теме и 4 варианта ответов, затем   сдают на проверку экспертной группе. В состав экспертной группы входят педагоги школы, они проверяют правильность вопросов и ответов.   Ход игры заключается в следующем - команда учеников играет против команды 2 знатоков. Каждый учащийся задаёт свой вопрос и зарабатывает баллы. Все вопросы и ответы  высвечиваются на экране с соответствующими иллюстрациями и комментариями. В ходе игры у знатоков есть  3 подсказки: звонок другу, помощь зала и помощь интернета.
  • Своя игра. Играют сборные команды или команды по классам.  По теме игры участникам предлагаются вопросы по номинациям.  Все вопросы и ответы  высвечиваются на экране с соответствующими иллюстрациями и комментариями. В ходе игры у участников есть   3 подсказки: помощь книги,  помощь интернета, помощь библиотекаря.

Многогранность образовательного и воспитательного процессов в современной школе дает широкие возможности для применения ИКТ и безграничный простор для модернизации классических методик.   

Для внедрения и использования современных технологии в нашей школе имеются необходимые условия: компьютерный класс, мультимедийное оборудование, выход в интернет, наличие высококвалифицированных специалистов в области ИКТ, знающие опытные педагоги. К сожалению конечно, нет возможности использовать все технологии, хотя хотелось бы.

Внедрение ИКТ – залог успешного функционирования любого образовательного учреждения в будущем. К сожалению конечно, нет возможности использовать все технологии, хотя хотелось бы. Понимаем важность и значимость таких форм как телемосты, интернет мосты, но не имеем пока технической возможности.

Оррганизуя воспитательную работу в классе, перед нами  всегда стоит  проблема: как через внеклассную деятельность развивать и воспитывать личность ребёнка, способную к самостоятельной творческой деятельности. Поэтому в своей работе широко применяем инновационные технологии,  способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников

Инновационные технологии способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников

К инновационным  технологиям способствующим активизации инициативы и творческого самовыражения воспитанников относятся

  1. Технология КТД
  2. Игровые технологии
  3. Клубные технологии
  4. Технологии социального проектирования
  5. Технологии французских мастерских
  6. Технология личностно ориентированного КТД С.Д Полякова
  7. Технологии педагогической поддержки О.Г Газмана
  8. Шоу - технологии
  9. Треннинговые технологии
  10. 10. Технологии коммуникативно-диалоговой (дискуссионной) деятельности
  11. Технология игровой имитации
  12. 12.Технологии моделирования
  13. 13.Технология портфолио

Рассмотрим поподробнее некоторые из них

 

Технология КТД   

Наиболее плодотворной, широко используемой   является хорошо известная   технология коллективной творческой деятельности.

Технология коллективно-творческой деятельности — это система философии, условий, методов, приемов и организационных форм воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма. Ее цель — раскрепощение личности, формирование гражданского самосознания, развитие его способностей к социальному творчеству, воспитание общественно-активной творческой личности, способной преумножить общественную культуру, сделать вклад в построение правового общества.

Основные виды коллективных творческих дел: познавательные дела; трудовые дела; художественные и спортивные дача. Конкретных же форм КТД великое множество. По сообщению С. А. Шмакова, в Липецком педагогическом институте имеется картотека почти на 1500 названий коллективно-творческих дел. Существует много моделей творческих дел. У каждого своё назначение, своя композиция, своё содержание, свой набор творческих ролей

Структура коллективных творческих дел (КТД)

1. Коллективное целеполагание.

2. Коллективное планирование.

3. Коллективная подготовка.

4. Проведение коллективного дела.

5. Коллективный анализ (последействие).

 

Не все из нас применяют технологии КТД  в чистом виде, иногда используются  только её элементы, КТД занимает центральное место в группе основных средств воспитательной работы и является её ядром.

Самым ярким примером использования технологий коллективно-творческой деятельности является подготовка и проведение новогодних праздников.  Каждый год перед тем как приступить к подготовке новогодних праздников, мы вспоминаем, поднимаем документы, изучаем альбом отзывов и предложений  и тщательно анализируем , обобщаем, выводим проблему и лишь потом приступаем к поиску идей. Именно этап поиска идеи, а конкретнее способы, формы и приёмы поиска  мы сегодня проиграем на мастер-классе «Есть идея»

 

Технологии педагогической поддержки

Под педагогической поддержкой О.С. Газман понимал оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, успешным продвижением в обучении, в принятии школьных правил; с эффективной деловой и межличностной коммуникацией; с жизненным, профессиональным, этическим выбором (самоопределением).
поддержка  как элемент любого сотрудничества и взаимодействия, поскольку она является проявлением позитивного отношения к деятельности человека и готовности содействия его начинаниям и самореализации”.

Раскрывая сущность явления “педагогическая поддержка”, разработчики концепции подчеркивают, что педагогический смысл поддержки заключается в следующем: поддерживать можно лишь то, помогать можно лишь тому, что уже имеется в наличии, но на недостаточном уровне, количестве, качестве. Основными предметами поддержки педагогов являются субъектность (“самость”, самостоятельность) и индивидуальность,

I этап (диагностический) - фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика пред-полагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;

II этап (поисковый) - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием “глазами ребенка”);

III этап (договорный) - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;

IV этап (деятельностный) - действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в школе и за ее пределами, безотлагательная помощь школьнику);

V этап (рефлексивный) - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Условия осуществления педагогической поддержки

Учитель может оказать реальную поддержку ученику в решении личностно значимой проблемы лишь тогда, когда между ними устанавливаются "помогающие отношения"  такие отношения, в которых, по крайней мере, одна из сторон стремится к поощрению другой, к личностному росту, развитию, созреванию, улучшению жизнедеятельности и сотрудничества.

Я не ошибусь, если скажу что нет среди нас таких вожатых, которые бы не применяли Приемы и методы организации деятельности по педагогической поддержке. Самым ярким примером применения технологий педагогической поддержки является

  • невербальная эмоциональная поддержка педагога
  • индивидуальная работа по преодолению проблем: застенчивости, проблемы с речью, памятью;
  • система поощрений

Дрожь в коленях и звон в ушах Буква первая первый шаг

Ох, как трудно когда один первый вылет и первый блин

Что ни делают шьют ли жнут

Пишут, пляшут, костры ли жгут

Одобрения люди ждут   

Одобрения люди ждут Л. Щипахина

Система поощрений в школе: благодарность и сертификат за участие в подготовке и проведении каждого мероприятия, объявление имён и фамилий на линейке, создание портфолио каждого учащегося, занесение по итогам года в книгу почёта активистов,

-чаепитие после мероприятия с обсуждением

-личная похвала детей

-игра «Ты сегодня молодец!»

И конечно самые активные учащиеся  по итогам года получают грамоты за активное участие в жизни школы, подарки и право принять участие в лагерной смене «Быть активным здорово».

В понедельник у нас состоялась общешкольная линейка, где по традиции вручали благодарности за активное участие в подготовке и проведении Дня матери, из 64 учеников школы, в нем приняли участие 44 человека.

Нашей мечтой является Доска Почёта на которой бы нам хотелось разместить фотографии самых лучших наших активистов. мы уже начали делать первые шаги к осуществлению мечты,  занялись разработкой проект на эту тему.

Игровые технологии Все мы знаем Роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации — в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

• роли, взятые на себя играющими;

• игровые действия как средства реализации этих ролей;

• игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

• реальные отношения между играющими;

•сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Этап подготовки.

  • Разработка игры. Разработка сценария. План деловой игры. Общее описание игры. Содержание инструктажа. Подготовка материального обеспечения.
  • Ввод в игру. Постановка проблемы, целей. Условия, инструктаж. Регламент, правила. Распределение ролей. Формирование групп. Консультации.
  • Этап проведения. Групповая работа над заданием. Межгрупповая дискуссия. Выступления групп. Защита результатов. Правила дискуссии. Работа экспертов Этап анализа и обобщения.
  • Виды игровых технологий
  • Деловая игра – Самым ярким примером проведения деловой игры является  День самоуправления в день учителя. По традиции учащиеся  9 класса в день учителя исполняют роль педагогов: готовят праздничную линейку, составляют расписание на день, продумывают урок для учителей, организуют перемены, то есть весь день играют роль учителей.
  • Сюжетно ролевые игры     
  • Коллективно-творческие игры. Отличаются большой массовостью, разнообразием видов деятельности. Зарница, осенний и весенний турслёты, тропа  к здоровью, звёздное путешествие .  Каждый год мы проводим зарницу и каждый год по- разному, то меняем систему оценивания, добавляем новые интересные этапы, создаём разновозрастные команды и т.д
  • Методы игровой имитации.  Методы игровой имитации позволяют  включить в воспитательный процесс «проживание» конкретных ситуаций.

Метод игровой имитации позволяет погрузить детей в осваиваемую реальную ситуацию, принять на себя роли конкретных действующих лиц, осмыслить произошедшие события и принятые решения. Метод позволяет прожить определенный культурный отрезок, оживить безликую, не затрагивающую непосредственно детей информацию.

Одной из наиболее часто встречающихся форм применения технологии игровой имитации в образовательных учреждениях можно назвать организацию ученического самоуправления.

Ученическое самоуправление – это определенная «школа », где предоставляется возможность самим учащимся планировать, организовывать свою деятельность и подводить итоги, участвовать в решении вопросов школьной жизни, проводить разного рода мероприятия и дела, которые им интересны. Самоуправление дает подросткам шанс попробовать себя в различных социальных ролях, накопить опыт общения, преодолеть трудности, испытать ответственность за свои поступки.

Основная цель самоуправления – саморазвитие личности.

Сегодня мы  живём в век информатизации и компьютерных  технологий.

И неизвестно в каких условиях  придётся жить нашим детям, которые сейчас учатся в школе. Будущее наших детей напрямую зависит от того, смогут ли они приобрести необходимые знания, умения, навыки, занять активную позицию в жизни.

Позитивному вхождению юных граждан в  современное общество способствует деятельность детского общественного объединений и органов ученического соуправления.

Основное предназначение ученического соуправления- удовлетворять индивидуальные  потребности учащихся, направленные прежде всего на защиту их гражданских прав и интересов. участие в решении насущных проблем общеобразовательного учреждения. Участие детей в  ученическом самоуправлении способствует формированию чёткой и осознанной гражданской позиции, ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает социальные и коммуникативные навыки  поведения.

Именно поэтому в нашей Камской основной школе уже не первый год  существует детское объединение «Твои возможности»

ЦЕЛЬ программы

Создание условий для развития успешности учащихся как основы саморазвития и самореализации личности гражданина-патриота.

ЗАДАЧИ:

•     создать условия для развития творческого потенциала, стремления учащихся быть успешными и самореализации личности;

•   сформировать актив школьников, привлечь к работе как можно большее количество творческих, инициативных детей;

• развивать у учащихся  коммуникативные, информационные,  общеучебные, организационные умения и навыки;

• оказать всемерную педагогическую поддержку инициативе и активности детей

ПРОСМОТР ФИЛЬМА

участвуя в работе органов соуправления, организовывая мероприятия, общаясь   друг с другом и опытными педагогами школьники приобретают навыки коммуникативного поведения: получают образцы общения, проигрывают варианты общения в разных группах, условиях, знакомятся с правилами и нормами общения. Полученные умения и навыки позволяют выпускникам школы и в дальнейшем быть успешными.

Шоу-технологии
Особенности:

Деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»).

Соревнование на сцене.

Заготовленный организаторами сценарий.
Технология. Предметы проектирования:

  • Задания «сцене».
  • Работа с «залом».
  • Способ оценивания.
  • Сценарий для ведущего.
  • Оформление помещения. Наличие группы организаторов. Их задачи:
  • Разработка или поиск сценария шоу.
  • Подготовка шоу по позициям («сцена», «зал», ведущий, оценивание, оформление).
  • Распределение ответственности (режиссерская и организация технической базы).

3 основных психологических механизма шоу:

  • Эмоциональное заражение.
  • Соревновательность.
  • Импровизации.

Шоу-технологии Отличаются зрелищностью, эмоциональностью.

Осенний винегрет. Традиционно в школе проходит праздник урожая. При подготовке к осеннему винегрету каждый класс назвался овощем, придумал себе приветствие и соответствующие костюмы . Для всех была продумана интересная игровая программа с использованием различных видов деятельности( ребята и пели и плясали, по лужам бегали, готовили обед, отвечали на вопросы и тд.) А в завершении всего праздника был большой парад овощей.

Шоу- программа Супершкольник-супершкольница была задумана в качестве эксперимента соединить праздники 23 февраля и 8 марта. От каждого класса были выставлены претенденты на звания Супершкольник-супершкольница. Участникам было необходимо приготовить самопрезентацию, номер худ самодеятельности с демонстрацией своего хобби. Подержать участников игры собралась вся школа, было выбрано жюри. Ребята приготовили мощную поддержку своим одноклассникам. В ходе конкурсной программы выявилось 2 победителя. И заданием победителям было- провести такой же конкурс среди учащихся начальной школы.

России верные сыны- традиционное мероприятие  в нашей школе и каждый год проводится по-разному.

С началом работы над программой Твои возможности  у нас появилась интересная форма  фестиваль талантов. Фестиваль проводится  среди учащихся с 1 по 9 класс по различным номинациям. В фестивале могут принять участие ребята как индивидуально так  и коллективно. в течении месяца дети готовятся, а потом состоится большой фестиваль, на который приглашаются все ученики школы и родители. В этом году в фестивале приняли участие 73 учащихся. Были выступления даже в таких номинациях как Фокус- мокус  литературное творчество, мультимедиатворчество. Все работы получили высокую оценку и все участники были отмечены дипломами. Самые яркие номера были отобраны на концерт в честь Дня матери для всех жителе села.

Тренинговые технологии Цель: Создание у ребят различных аспектов позитивного коммуникативного опыта, опыта общения.
В общем виде структура тренинга общения имеет 3 блока:

  1. Разминка.
  2. Упражнения.
  3. Итоговая рефлексия.

Особое значение в тренинге имеют 2 условия: форма расположения участников и позиция ведущего (тренера).
Технология тренинга общения:
Упражнения на «разогрев», разминка - Основная часть: работа над проблемой.

Итоговая рефлексия:
«пошаговое воспоминание»;
заключительное слово ведущего.

Технологии социального проектирования

Процесс создания и реализации социального проекта называется социальное проектирование.

Социальное проектирование выделяется В.В. Давыдовым  как ведущая деятельность подросткового возраста. Под ведущей деятельностью определенного возраста понимается такой тип деятельности, в ходе которой и через которую происходит наиболее быстрое, интенсивное психическое и личностное развитие ребенка. В результате формируются те новообразования, которые определяют данный возраст и удовлетворяют ведущие потребности возраста.

Социальное проектирование − это способ выражения идеи улучшения окружающей среды языком конкретных целей, задач, мер и действий по их достижению, а также описание необходимых ресурсов для практической реализации замысла и конкретных сроков воплощения описываемой цели.

Цель социального проектирования состоит в:

- привлечении внимания школьников к актуальным социальным проблемам  местного сообщества;

- включении старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению  проблем  силами самих учащихся.

ü Реализация социальных проектов. Уже не первый год наша школа работает по созданию и реализации  социальных проектов.  Нами разработаны и реализованы проекты:

1) «Всё начинается  со школьного звонка»,

2) « Права и обязанности человека»,

3) « Памяти павших будьте достойны»;

Лучшие сыны человечества те, что служили и служат Отечеству

4) Я расскажу об одном из них. СЛАЙД В этом году учащиеся  нашей школы реализовывали социальный проект « Приведи в порядок свою планету». Идея создания такого проекта пришла в голову учащимся 8 и 9 класса, после проведения осеннего турслёта.  В школе был создан экологический отряд « Чистая планета» Члены экологического отряда, заручившись поддержкой главы МО « Нефтебазинское»  организовали субботники по уборке территории леса и  села.    В субботнике приняли участие все учащиеся школы   Важным пунктом реализации  проекта была агитационная работа.   Во- первых, это  акция « Мысли глобально, действуй локально!». Ребята сочинили  обращение к жителям и изготовили более  300 листовок,  плакаты с обращением расклеили на улицах  села, а листовки    разнесли по домам и  раздали  людям со словами

« Берегите  свою планету». Во- вторых, члены экологического  отряда  выступили с агитбригадой  на общешкольном родительском собрании и выступление на весеннем сходе  жителей села. Работа над проектом не закончена, проект долгоиграющий  и каждый год под девизом приведи в порядок свою планету мы выходим на уборку территории села и леса.

СЛАЙД Хочу, чтоб хорошело и цвело моё родное Камское село» В октябре этого года нами был реализован проект Хочу, чтоб хорошело и цвело моё родное Камское село. При поддержке

Сейчас  активисты нашей школы ведут  работу по созданию социального проекта «Гордость школы»  по созданию доски Почёта , обсуждены  вопросы необходимости и важности проекта, рассматриваются все возможные варианты расположения доски, разрабатывается дизайн.

Методы коммуникативно-диалоговой (дискуссионной) деятельности имеет  огромное значение в воспитании. Хочу, чтоб хорошело и цвело моё родное Камское село»

ФОРМЫ:  дискуссии, диспуты,  форумы, диалоги,  беседы с активными приёмами, управляемая дискуссия, разворачивающаяся  интрига

Воспитательные возможности этого метода обусловлены рядом обстоятельств.

Во-первых, убеждения и ценности нельзя передавать тем же путем, что и научное знание. Легко убедить ребенка в том, что два плюс два равняется четырем, достаточно сказать ему об этом и показать на примере. А вот Чужие размышления, действия, сомнения вовсе не являются крепким основанием для построения собственной системы ценностей. Эта работа должна быть проделана самим человеком. Наиболее действенно она происходит в столкновении мнений, точек зрения, позиций, т.е. в диалоге. Отстаивая собственное мнение, ребенок видит, что существуют другие точки зрения по спорному вопросу, сталкивается с иной логикой, другим способом понимания ситуации.

В-третьих, ведущим видом деятельности подростков, как известно, является интимно-личностное общение (по Д.Б. Эльконину). Поэтому методы воспитания и обучения, используемые в работе с подростками, должны предусматривать возможность общения, диалога.

В-пятых, дискуссия позволяет взглянуть на исследуемую проблему многоаспектно, с разных точек зрения, носителями которых выступают ребята. Высвечивание разных граней, нюансов, оттенков исследуемого вопроса приучает подходить к решению ситуаций взвешенно и обдуманно. Следуя И.В.Гете, «о чем не переговоришь, того не продумаешь как следует».

В-шестых, обсуждение проблем в режиме дискуссии позволяет включить в рассмотрение вопросы, связанные с «моими» потребностями, вести разговор  «моим» языком, выявить значимое для «меня» отношение.

Однако построить активную живую дискуссию на занятии совсем непросто. Воспитанники часто испытывают страх, что на занятиях обнаружится их некомпетентность. Чувство тревоги и сомнения в своих способностях и знаниях препятствуют свободному выражению собственных позиций. Требуется немало усилий и умений, чтобы вызвать ребят на активный обмен мнениями.

Форум «Будущее в наших руках» СЛАЙД форум старшеклассников «Будущее в наших руках». В форуме приняли участие учащиеся с 5 по 9 класс. Тема – « нацизм, неонацизм и их последствия». Почему мы вообще решились провести мероприятие на такую тему.  ученики нашей школы увидели в Камбарке на киоске Союзпечать знак свастики и заинтересовались, что такое. и почему такой знак в открытую демонстрируется  все м окружающим .На  мероприятии дети посмотрели видеоролик о неонацистском течении, совершили небольшую  экскурсию в прошлое, на ярких примерах познакомились с последствиями  идеологии нацизма. Учащиеся получили возможность обсудить назревшую проблему и каждому для себя определить отношение к данному вопросу.

СЛАЙД дискуссия «В армии служить модно или стыдно» проводилась среди учащихся  с 5по 9 класс. в то время когда шла реформа модернизации  российской армии. для затравки, начала дискуссии были  высказаны два противоположных суждения о службе в армии. и сразу же все присутствующие разделились на 2 группы. Спор разгорелся горячий.  преподаватели на равных с другими членами группы участвовали  в обсуждении  проблемы, выдвигали  аргументы и идеи;  Сошлись на мнении что армия- это замечательная школа мужества.

СЛАЙД ученическая конференция  «Что мешает мне учиться?» Конференция проходила среди учащихся 4-9 класс. Детям на обсуждение   в группах был выдвинут вопрос, что мешает нам учиться. Заслушаны все предложенные  варианты , проранжированы по частоте и  выяснив проблему ученики приступили к её обсуждению под  умелым руководством педагогов. Результатом работы конференции стали разработанные ребятами правила поведения, предложенные меры наказания в случае их невыполнения. а также коллективное обещание – правила поведения соблюдать.

коллективное планирование общешкольных дел-  важная форма коллективной коммуникативно- диалоговой деятельности. Возможные варианты мы сегодня рассмотрим на мастер- классе «Есть идея»

3.2. «Портфолио» - как одна из форм личностно-ориентированного КТД

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио», которую можно рассматривать как одну из форм личностно-ориентированного КТД и как часть программы профильного обучения, хотя возможности его намного шире. портфолио позволяет судить не только об учебных, но и об творческих и коммуникативных достижениях ученика.

Использование портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей.

Портфолио является формой оценивания индивидуальных достижений учащихся МБОУ Камская основная общеобразовательная школа.

Портфолио служит для решения следующих задач:

à поддерживать и стимулировать интеллектуальную и творческую  активность учащихся, стремление к успеху, положительную мотивацию к деятельности.

à способствовать формированию таких качеств как старательность, активность, терпение, аккуратность;

à формировать умение отслеживать и гордиться своими успехами..

Творческий портфель (портфолио) – это накопитель его творческих достижений, показатель его творческого роста. Этот портфель формируется с помощью классного руководителя с участием родителей. Ребята по своему желанию вносят в портфель свои творческие работы: сочинения, представляет свои творческие достижения и победы в виде: грамот, дипломов, благодарственных писем; самостоятельно анализирует свои достижения, дают им оценку, намечают путь дальнейшего развития.

РАЗДЕЛ 2. «Успехи и достижения» (содержит информацию о результатах деятельности учащегося в различных направлениях):

ü дипломы,  грамоты победителя и участника  классных, школьных, районных конкурсов и мероприятий, спортивных соревнований, интеллектуальных игр;

ü сертификаты, благодарственные письма;

Заполняется портфолио  минимум 4 раза в год ( по мере пополнения его документацией чаще). Классный руководитель оформляет портфолио учащихся, отмечает достижения, успехи, участие во всех делах и мероприятиях, собирает грамоты, сертификаты. Портфолио ведётся в течение всех лет обучения , хранится в школе,  по окончанию 4 класса портфолио ученика передаётся классному руководителю 5 класса, а затем вручается выпускнику на Последнем Звонке.

25 января в честь дня школяра  у нас запланирована выставка  самых лучших портфолио.

Таким образом, в  Камской Основной Общеобразовательной школе  на наш взгляд созданы все условия для развития у учащихся социально-коммуникативных компетенций: формы и методы организации общешкольных дел разнообразны, интересны, работают органы соуправления,   Работа по формированию коммуникативных навыков   носит систематический и целенаправленный характер, широко используются инновационные технологии.

        Результатами работы в данном направлении можно считать следующее:

  • в школе царит благоприятный психологический климат;
  • большинство выпускников, благодаря приобретённым навыкам общения являются успешными, быстро адаптируются в новых условиях;.
  • наличие у учащихся таких качеств как активность, инициативность, общительность, открытость, приветливость, ответственность, умение преподать себя.
  • высокий уровень активности детей

И в дальнейшем мы планируем  продолжать  и совершенствовать работу в данном направлении, широко применяя инновационные технологии  для развития социально-коммуникативных компетенций учащихся.

                                       

Список литературы

  1. Технология коллективных творческих дел (КТД). infourok.ru›pamyatka-klassnomu…tehnologiya…ktd

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary