Исследование характерологических особенностей личности подростков

Исследование характерологических особенностей личности подростков

В данной статье рассматриваются характерологические особенности личности подростков. Так же, в статье представлены результаты эмпирического исследования взаимосвязи между характерологическими особенностями и типами акцентуации характера и темперамента личности подростка.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (57), март ‘22

Поделиться

В современной психологической науке личность методологически осмысливается как относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, морально-волевых и социально-культурных качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его общения и деятельности. Принцип рассмотрения личности как системы дает исследователям основание проводить научное изучение ее проявлений в определенных, устойчивых, чертах характера – характерологических особенностях личности.

Мной был проведен теоретический анализ понятий «характер», «характерологические особенности личности», «психосоциотип», «акцентуация характера». Было выявлено, что характер- это индивидуальные устойчивые особенности личности, которые обусловливают типичные для данного человека способы поведения и действий, складывающиеся и проявляющиеся в различных видах его деятельности и общения с другими людьми. характерологические особенности личности – это свойства характера человека, которые формируются прижизненно. Особенности и свойства характера, в свою очередь, складываются из взаимодействия темперамента и психосоциотипа личности. Психосоциотип личности- это врожденная психическая структура, определяющая конкретный вид информационного обмена личности со средой в зависимости от уровня развития таких психических функций, как эмоции, ощущения, интуиция и мышление. Акцентуация характера- это крайний  вариант нормы, когда отдельная черта чрезмерно усилена, отчего и возникает избирательная уязвимость индивида в отношении определенных психогенных воздействий.

 

Было организовано эмпирическое исследование взаимосвязи между характерологическими особенностями и типами акцентуации характера и темперамента личности подростка при помощи следующих методик:

Опросник Гекса для определения характерологических особенностей. Сигналетический опросник. В результате проведения данной методики,были получены следующие данные, представленные на рис 1.:

 

Рис 1.

Тип личности

Результат в %

 

Страстно-эмоциональный тип

13%

Щедро-холерический тип

27%

Сентиментально-чувственный тип

27%

Нервный тип

13%

Флегматический тип

3%

Сангвинический (реалистический) тип

7%

Апатический (тормозной) тип

7%

Аморфный тип личности

3%

 

Страстно-эмоциональный тип личности является преобладающим для 13% подростков. Данный тип – сильные люди, способные страстно увлекаться идеей, которой отдаются целиком и полностью, решительно идут к своей цели. Такие подростки аккуратны, любят порядок, стараются приучить окружающих к порядку. К удачам относятся спокойно и легко, независтливы.

Щедро-холерический тип личности является преобладающим для 27% подростков. Такой подросток – душа компании, весельчак, стремящийся завоевать любовь, внимание окружающих, поддерживает со всеми хорошие отношения. В то же время, такие люди часто испытывают явную антипатию к недоброжелателям.

Сентиментально-чувственный тип личности является преобладающим для 27% подростков. Это – чувствительный и мечтательный тип. Они эмоциональны, но долго и глубоко переживают. Такие подростки любят одиночество, поэтому не имеют большого и обширного круга знакомств, им хватает одного-двух верных друзей. Трудолюбивы, но прежде чем начать что-либо делать, они долго обдумывают, и решения о начале действий даются им с трудом.

Нервный тип личности является преобладающим для 13% подростков. Поведение этого типа определяет сильная эмоциональность. Они полностью зависят от раздражителей и стимулов, имеют быстрый, живой ум, но часто характеризуются непоследовательностью. Им постоянно нужны новые впечатления и сильные ощущения, многочисленные друзья. В то же время, для них характерна склонность к подозрительности, недоверчивость, стремление к признанию.

Флегматический тип личности является преобладающим для 3% подростков. Наиболее заметной чертой этого типа являются его холодность и, как следствие, исключительное спокойствие. Такие подростки относятся к тем людям, которые не склонны к товариществу и предпочитают одиночество. Они неразговорчивы, верны себе и своему кругу.

Сангвинический (реалистический) тип личности является преобладающим для 7% подростков. Этот тип весьма практичен. Такой человек легко и быстро адаптируется, покладист и оптимистичен. Его ум широк, он склонен к обобщениям, но любит точность, основательность и объективность.

Апатический (тормозной) тип личности является преобладающим для 7% подростков. Для такого подростка характерны апатия и безразличие к тому, что он делает. Для данного типа характерно стремление к уединению, которое ему приносит определенное удовлетворение, склонность к лени и безразличие к окружающим.

Аморфный тип личности является преобладающим для 3% подростков. Подростков этого типа отличает беззаботное спокойствие, они делают только то, что им необходимо в данный момент. Обычно они ленивы и очень инертны. Миролюбивы, располагают к себе, щедры, любят комфорт. Живут настоящим и сегодняшним днем, не задумываясь и не загадывая наперед. Непунктуальны и необязательны, приветливы и вежливы, всегда в ровном состоянии духа.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что среди подростков представлены различные типы личности. Это объясняется тем, что тип личности является индивидуальной характеристикой, которые формируются под воздействием самых разных факторов, что и определяет их разнообразие.

Опросник К. Леонгарда – С. Шмишека «Методика изучения акцентуаций личности» в результате чего, были получены следующие данные, представленные на рис 2.:

 

Рис 2.

Тип акцентуации характера

Не выражена %

Средняя степень выраженности %

Отчетливо выражена %

Демонстративный тип

47%

30%

23%

Застревающий тип

43%

37%

20%

Педантичный тип

33%

40%

27%

Возбудимый тип

57%

20%

23%

Гипертимический тип

33%

47%

20%

Дистимический тип

40%

33%

27%

Тревожный тип

80%

20%

0

Циклотимный тип

37%

53%

10%

Экзальтированный тип

47%

33%

20%

Эмотивный тип

43%

37%

20%

 

Акцентуация демонстративного типа не выражена у 47% подростков; имеет среднюю степень выраженности у 30%; отчетливо выражена у 23%. Эти подростки характеризуются повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Они склонны к фантазерству, лживости и притворству, позерству. Ими движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Такие подростки способны увлечь других неординарностью своего мышления и поступков.

Акцентуация застревающего типа не выражена у 43% подростков; имеет среднюю степень выраженности у 37%; отчетливо выражена у 20%. Их характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Они часто проявляют настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствительны к обидам и огорчениям, уязвимы, подозрительны, отличаются мстительностью, долго переживают происшедшее, не способны «легко отходить» от обид. Основной чертой таких подростков является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

Акцентуация педантичного типа не выражена у 33% подростков; имеет среднюю степень выраженности у 40%; отчетливо выражена у 27%. Они характеризуются ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступают редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагируют на любое проявление нарушения порядка. С охотой уступают лидерство другим людям.

Акцентуация возбудимого типа не выражена у 57% подростков; имеет среднюю степень выраженности у 20%; отчетливо выражена у 23%. Для этих подростков характерны недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями. Для них характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани. Они раздражительны, вспыльчивы, неуживчивы в коллективе. Равнодушны к будущему, целиком живут настоящим, желая извлечь из него массу развлечений.

Акцентуация гипертимического типа не выражена у 33% подростков; имеет среднюю степень выраженности у 47%; отчетливо выражена у 20%. Подростков этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Они везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Такие подростки трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

Акцентуация дистимического типа не выражена у 40% подростков; имеет среднюю степень выраженности у 33%; отчетливо выражена у 27%. Подростки этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие подростки являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни.

Акцентуация тревожного типа не выражена у 80% подростков; имеет среднюю степень выраженности у 20%. Подросткам данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Они тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки, часто стесняются отвечать перед классом. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищут поддержки и опоры.

Акцентуация циклотимного типа не выражена у 37% подростков; имеет среднюю степень выраженности у 53%; отчетливо выражена у 10%. Они характеризуются сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них жажду деятельности, повышенную говорливость; печальные – подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

Акцентуация экзальтированного типа не выражена у 47% подростков; имеет среднюю степень выраженности у 33%; отчетливо выражена у 20%. Для них характерна способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Они часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

Акцентуация эмотивного типа не выражена у 43% подростков; имеет среднюю степень выраженности у 37%; отчетливо выражена у 20%. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции. Наиболее сильно выраженная черта таких подростков – гуманность, сопереживание, отзывчивость, мягкосердечность, сострадание. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность.

На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что среди подростков представлены различные типы акцентуации личности. Это объясняется тем, что акцентуация представляет собой крайнюю степень проявления характерологических особенностей личности, которые индивидуальны для каждого человека и могут проявляться в разнообразных сочетаниях.

Таким образом, цель исследования, которая заключалась в проведении теоретического и эмпирического исследования характерологических особенностей личности подростков, была достигнута.

Список литературы

  1. Абдурасулов Д.А., Аверина Ю.М. Поведение и характерологические особенности личности современных подростков // Наука третьего тысячелетия. – 2020. – С. 924-930.
  2. Кузнецова Е. Изучение характерологических особенностей подростков. – URL: https://spravochnick.ru/psihologiya/izuchenie_harakterologicheskih_osobennostey_podrostkov/ (26.12.2021).
  3. Швацкий А.Ю. Характерологические особенности трудных подростков // Инновационные процессы в современной науке. – 2017. – С. 612-615.
  4. Тест-опросник Г. Шмишека, К. Леонгарда. Методика Акцентуации характера и темперамента личности. – URL: https://www.obrbratsk.ru/upload6.pdf (27.12.2021).
  5. Опросник Гекса для определения характерологических особенностей. – URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/44.html (27.12.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary