К вопросу о подготовке бухгалтеров для цифровой экономики

К вопросу о подготовке бухгалтеров для цифровой экономики

В статье рассматриваются вопросы профессиональной подготовки бухгалтеров с использованием платформы «1С: Предприятие 8.3». Специфика обучения конкурентоспособных специалистов среднего звена для цифровой экономики.

Авторы публикации

Рубрика

Экология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 11 (56), март ‘22

Поделиться

В настоящее время по ряду объективных причин наблюдается ситуация востребованности в экономике не просто специалиста в определенной узкой профессии, а специалиста, обладающего как профессионально-значимыми компетенциями, так и широким спектром смежных компетенций, в первую очередь цифровых. Решение масштабных задач по переводу экономики на новый уровень развития невозможно без кадрового обеспечения.

В последнее десятилетие на рынке труда значительно вырос спрос на специалистов, обладающих знаниями и навыками работы с программными продуктами на платформе "1С: Предприятие 8.3". Отраслевые решения "1С" широко используются в производстве, агропромышленном комплексе, субъектах малого и среднего предпринимательства. Как следствие, каждое современное учреждение образования должно своевременно реагировать на любые изменения на рынке программного обеспечения и готовить специалистов с набором компетенций, достаточным для работы в условиях цифровизации экономики.

Особое значение приобретает использование современных средств и систем в подготовке бухгалтера, который должен не только знать особенности ведения бухгалтерского учета в организациях, но и владеть современными технологиями для формирования информации с целью принятия своевременных управленческих решений.

Программа "1С: Предприятие 8.3» поддерживает единый методически выверенный взаимосвязанный технологический процесс ведения учета, который предусматривает получение всех необходимых первичных документов и регистров учета. Такие возможности программного продукта позволяют студентам не только приобрести навыки работы в информационной системе, но и углубить знания организации и ведения бухгалтерского учет на предприятии. [2]

Более подробное изучение происходит на практических занятиях по профессиональным модулям. ПМ 01 "Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации", где приобретается практический опыт ведения хозяйственных операций по таким разделам учета как НМА и ОС, материалы, затраты производства. ПМ 02 "Ведение бухгалтерского учета источников формирования активов, выполнение работ по инвентаризации активов и финансовых обязательств организации" позволяет приобрести практический опыт ведения автоматизированного учета заработной платы, капитала, кредитов и займов, проведению инвентаризации. ПМ 03 "Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами" позволяет изучить возможности программного комплекса "1С: Предприятие 8.3" для автоматизации налогового учета. В ходе выполнения практических работ в модуле ПМ 04 "Составление и использование бухгалтерской (финансово) отчетности" студенты приобретают практический опыт формирования регламентированной отчетности. [1]

Рассмотрим основные методические аспекты изучения программы "1С: Предприятие 8.3» при встраивании её в образовательный процесс освоения ведения бухгалтерского учета. Технология обучения включает несколько тем.

Первая тема раскрывает назначение и особенности конфигурации "1С: Предприятие 8.3". На практическом занятии студенты создают информационную базу на основании установленного шаблона конфигурации. Следующий вопрос связан с изучением плана счетов — основной составляющей типовой конфигурации бухгалтерской программы. Далее рассматриваются общие принципы работы с программой, раскрывается сущность основных объектов программы, общие принципы их взаимодействия. Отмечается важность настройки параметров учета, ввода сведений об организации, её учетной политики. В практической части студенты осваивают на конкретных примерах порядок ввода остатков основных средств, материальных запасов, остатков по другим счетам.

Следующая тема включает вопросы учета формирования расчетно-платежных документов по поступлению (выбытию) средств с расчетного счета и кассы. Студенты на практических занятиях учатся заполнять платежные поручения на оплату поставщикам и на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему.

Тема "Учет материальных запасов", охватывает вопросы учета движения материальных запасов: поступление по фактической стоимости, выбытие, перемещение, инвентаризация материальных запасов. На практических занятиях по учету материальных запасов студенты не только формируют документы программы, необходимые справочники, но и анализируют полученную информацию при помощи специализированных отчетов.

Тема "Учет основных средств" акцентирует внимание на операциях поступления основных средств от поставщиков, принятие их к учету. Раскрываются особенности учета различных типов основных средств. Особое внимание уделяется вопросам начисления амортизации. Выполняя практические задания, студенты закрепляют теоретические знания и формируют практические навыки ведения учета основных средств.

Тема "Учет расчетов с подотчетными лицами" рассматривает общие принципы учета расчетов с подотчетными лицами и особенности его организации в программе "1С: Предприятие 8.3". Подробно разбирается документ "Аванс подотчетному лицу", позволяющий формировать печатную форму заявления подотчетного лица для выдачи аванса и регистрировать выданные авансы. На практических занятиях студенты выполняют операции по расчетам с подотчетными лицами, формируют отчеты.

Завершающая тема "Регламентированные регистры бухгалтерского учета. Регламентированная отчетность" раскрывает особенности основных регламентированных регистров бухгалтерского учета. Рассматривается состав регламентированной отчетности для организаций применяющих ОСНО, а также демонстрируется технология их формирования в типовом решении.

Конечным продуктом является отчет по учебной практике, состоящий из первичных документов и отчетов, сформированных в информационной базе. В качестве задания по учебной практике студентам предлагается решить сквозную задачу. При выполнении задания учебной практики студенты уже без помощи преподавателя должны определиться с алгоритмом решения задачи.

Все это способствует более эффективному погружению в практическую среду при прохождении производственной практики, которую студенты колледжа проходят на предприятиях (базах производственной практике).

Такая работа дает молодому специалисту уникальную возможность достаточно быстро приобрести полезный опыт, проявить себя в реальном деле и достичь значительного профессионального и карьерного роста.

Завершающим этапом изучения каждого профессионального модуля является квалификационный экзамен, который обучающиеся сдают с использованием платформы "1С: Предприятие 8.3". Кроме того, демонстрационный экзамен, проводимый в рамках государственной итоговой аттестации, также проводится в системе автоматизированного бухгалтерского учета.

Следующим направлением использования технологий "1С" является применение их во внеаудиторной работе. Здесь стоит отметить мероприятия, проводимые преподавателями колледжа.

Ежегодно студенты специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)" участвуют в олимпиаде, проводимой разработчиками "1С". Данное мероприятие позволяет студентам получить первичные навыки построения карьеры в сфере "1С".

Ещё одним из направлений освоения профессиональных компетенций является подготовка студентов колледжа к участию в чемпионате России по профессиональному мастерству "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) в компетенции "Бухгалтерский учет».

Такая практика существует в колледже с 2019 года, и накопленный опыт позволяет сделать ряд выводов, как положительных, так и отрицательных. К положительным выводам, несомненно, можно отнести следующие:

  • использование в учебном процессе программного продукт"1С: Предприятие 8.3" позволяет студентам не только получить определенные знания, умения, навыки, освоить работу с программой, но и повысить собственный образовательный, профессиональный уровень и получить важные преимущества в условиях конкуренции на рынке труда;
  • умение использовать в своей профессиональной деятельности программное обеспечение для автоматизации учета расширяет диапазон трудоустройства выпускника, позволяет приобрести профессиональные компетенции, что, в свою очередь, приносит уверенность будущим специалистам в своих силах.

Использование в учебном процессе конфигурации "1С: Предприятие 8.3" позволяет не только научить студентов вести бухгалтерский учет, но и наглядно продемонстрировать студентам возможности автоматизации решения основных бухгалтерских задач, возникающих в процессе управления предприятием.

В качестве отрицательного опыта можно отметить то, что явно ощущается нехватка методических материалов для освоения практической части курса "Автоматизация бухгалтерского учета", касающейся работы в системе "1С: Предприятие 8.3". Это связано, скорее всего, с тем, что, во-первых, данная проблема возникла сравнительно недавно, и, как правило, преподаватели данной дисциплины используют в своей практике существующий "Сертифицированный курс фирмы "1С", рассчитанный, прежде всего, на практикующих специалистов в сфере бухгалтерского учета.

Кроме того, курс бухгалтерского учета, читаемый преподавателями ПЦК учетно-экономических дисциплин ориентирован, прежде всего, на теоретические основы ведения бухгалтерского учета. Одновременно студенты осваивают курс "Автоматизация бухгалтерского учета»", в ходе которого получают навыки работы в системе "1С: Предприятие 8.3". В результате такого "разделения труда" создается ситуация, когда одни и те же вопросы преподносятся студентам с различных точек зрения, одни и те же задачи решаются различными способами, что чаще всего приводит к недостаточному усвоению студентами обеих дисциплин. В связи с этим необходимо объединить усилия преподавателей для разработки единого методического пособия, которое можно будет использовать в практике преподавания как дисциплины "Бухгалтерский учет", так и дисциплины "Автоматизация бухгалтерского учета".

Основываясь на исследованиях, проведенных во время преподавания учебных дисциплин в колледже, можно утверждать, что внедрение новых информационных технологий в профессиональное образование даже не столько повышает качество предоставляемых образовательных услуг, сколько значительно увеличивает интерес студентов к учебному процессу и позволяет повысить мотивацию к изучению дисциплины.

Список литературы

  1. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)": приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832 [Электронный ресурс]
  2. Достоинства и недостатки программы "1С" [Электронный ресурс].

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary