Становление педагогического самосознания в россии: от просвещения души к образованию личности.

Становление педагогического самосознания в россии: от просвещения души к образованию личности.

В начале нового века в отечественной педагогики складываются противоречивые тенденции её развития: с одной стороны – возрождение традиционных для российской педагогики  форм подготовки подрастающих поколений: гимназия, лицей,  разнообразные училища и стремление министерства просвещения к волевым решениям по внедрению ФГОС, ЕГЭ, оцифрованных программ онлайн обучения детей.

Цель статьи показать последовательность развития педагогического самосознания педагога в России: от приоритетного влияния церкви к ведущей роли государства и к возрастающему влиянию общества в организации народного просвещения.

Методология и методы исследования, приведенные в статье отражают сложившиеся в педагогической практике идеи, теории, принципы и суждения специалистов внесших определенный вклад в формирование педагогической теории и практики на разных этапах социально-экономического развития страны.

Результаты нашего исследования отражают последовательность развития, педагогического самосознания российского учительства, которое испытало влияние происходящих изменений в социально-экономических  приоритетах  развития страны: от церковного «просвещения души» к реализации идеи «реального образования и всестороннего развития личности строителя коммунизма», к освоении ИКТ в «подготовке выпускника школы к социальному и профессиональному самоопределению».

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (52), февраль ‘22

Поделиться

Особенности становления содержания отечественной педагогики рассматривали  Бецкой И.И. (1704-1795), раскрыл особенности идеи гуманной педагогики (1); Каптерев П.Ф. (1849 – 1922) – показал три периода в организации народного просвещения: церковный, государственный и общественный (6); Толстой Л.Н. (1828-1910) – полагал, что «только при свободе возможно узнать к какой специальности ученик имеет склонность» (15); Крупская Н.К. (1869-1939). – показала роль массовой организации в просвещении и образовании детей (7);

От первого периода «Церковная педагогика» сохранилась традиция - при рождении ребенка выполнять обряд крещения, который назывался «просвещением души».

Второй период, начавшийся реформами Петра I характеризуется усилением влияния  государства в организацию народного просвещения. Министерство народного просвещения (1802) стимулировало открытие в губернских городах гимназий и главных народных училищ, а в уездных городах и селах – малые народные училища. Создаются лицеи: Царскосельский (1811), Ришельевский (1817) и Нежинский (1820).

При императрице Екатерине II (1762-1796) было открыто 17 государственных, 55 частных гимназий; опубликован «Устав народных училищ в Российской империи» (1786), созданы: Эрмитаж (1764), Смольный институт и Воспитательное общество благородных девиц (1764), Вольное экономическое общество (1765), Публичная библиотека в Петербурге (1795), вольные типографии, проходила журнальная полемика о формах и методах народного просвещения, в которой участвовала и императрица.

С 1860-х гг. возникают частные гимназии и в том числе в Москве в 1868 г. мужская гимназия Л.И. Поливанова (1838 – 1889), который полагал, что гимназия должна готовить граждан, «вооруженных с детства серьезным гуманитарным образованием, законченным в университете трудом в области строгой науки»*.

Наиболее полное определение понятия «просвещение» у Гоголя Н.В. (1809-1852):   «Просвещение не значит научить, или наставить, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный свет, огонь.» **  Вяземский П.А.(1792-1878) продолжил: «без этого… могут быть сведения, ученость, но просвещения не будет»***

Содержание понятия «образование» всегда уточняется прилагательным: техническое или гуманитарное, в котором человек может успешно развиваться в исследовательской, художественной, производственной и других видах деятельности.

Содержание понятия «обучение» раскрывается как процесс освоение прикладной информации и опыта её использования. Для обучения привлекаются специалисты, которые помогают учащимся осваивать приемы исполнительских действий (умений).

В России развивались различные  типы школ: гимназии, лицеи, училища, воскресные школы, которые со временем трансформировались во внешкольные учреждения различного профиля.

21.03.1833 г. министр народного просвещения Уваров С.С. (1786 – 1855), направил императору Николаю I записку «О некоторых началах, могущих служить руководством при управлении Министерством народного просвещения», в которой сформулировал лозунг управления: в единстве Православия, Самодержавия, Народности. (Доклад С.С. Уварова императору Николаю I // Река времён. Вып. 1. М., 1995. С. 70-72).

Уваров С.С. полагал, что просвещение детей дворян в классической гимназии и далее в университете должно стать залогом прогресса страны, а образование даст России верноподданных специалистов.

В 1849 г. министр народного просвещения,- князь Ширинский - Шихматов П.А. (1790 – 1853), отменил философию в гимназиях, а логику и психологию отдал богословам и тем «поставил российскому просвещению не только «шах», но и «мат» (11).

Публикация статьи  Н.И. Пирогова (1810-1881), «Вопросы жизни» , «…пробудила спавшую до сих пор педагогическую мысль» (13) и способствовала созданию первой в России воскресной школы (14.10.1858) при Киевском университете.

* Поливанов Лев Иванович // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.

**Гоголь Н.В. С.С.: М., 1994. Т. 6. С. 70–71.

***Вяземский П.А. ПСС: в 12- т. СПб., т.7. С.32-47.-1878–1896).\

 

Манифест Александра II «О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных обывателей». (03.03.1861) г. активизировал деятельность российской общественности по созданию и развитию сети воскресных школ. 

В Москве воскресные школы открывались по решению городской Думы. В Томске воскресные школы, создавал предприниматель П.И. Макушин (1844–1926). Виленская воскресная школа учреждена А. А. Стодольской - женой председателя судебной палаты; Екатеринославская воскресная школа учреждена женой губернатора Е. Б. Татищева.

Земские комитеты грамотности обеспечивали эти учреждения бумагой, карандашами, книгами, образцами народных промыслов и ремесел.

22.03.1860 г. министр внутренних дел Ланской В.С. (1754 —1831) и   министр  просвещения Ковалевский Е.П. (1790-1867) опубликовали циркуляр о воскресных школах, признавая их «существенную пользу».

Вместе с тем начальник III отд. жандармского управления, князь Долгоруков В.А. направил доклад царю: «правительство не может допустить, чтобы население было обязано своим образованием не государству, а себе или частной благотворительности.»* «Высочайшим повелением» от 11.07.1862 г. воскресные школы были закрыты.

В 1914 г.   Всероссийский съезд внешкольных педагогических работников, обозначил задачи внешкольного образования: «… создание гармонично развитого человека, обогатившего свой ум, свои чувства и волю» и далее: «внешкольное образование = всестороннему развитию» (9).   

События 1917 г. резко изменили подход к содержанию просвещения народа. В первые годы Советской власти в России введен всеобуч в единой школе и техникумы для подготовки специалистов по отраслевым группам специальностей — горные, металлургические, строительные, медицинские, педагогические и др.. С. Луначарский А.В. (1875 - 1933), нарком наркомата просвещения определяет просвещение народа как «свободное, гармоничное проявление человеческой сущности» (8).

Всестороннее развитие предполагалось осуществлять на профильных станциях: туристов (1918, Закс А.Я. (1878-1938), натуралистов (1919, Русаков П.В. (1908-1943), техников (1926, Волков А.В. (1901-1942); в музыкальном театре (1920, Сац Н.И. (1903-1993), во  Дворцах пионеров в городах и в сельских домах пионеров (10).

В России создаются разнообразные научно-технические объединения: Научно-технический совет (1918), Комитет по делам изобретений (1919), Общество друзей воздушного флота (1923), Техника массам (1926) принимается план ГОЭЛРО.

В 1925 г. в Москве, в Политехническом музее прошла выставка творчества   радиолюбителей; в регионах - радиотелефонные соревнования с присвоением победителям званий: «Мастер связи» и  «Снайпер эфира».

В 1923 г. в Наркомпросе РСФСР создано Управление полит-просвет работы во главе с Крупской Н.К. В школе начиная с 5 класса  создаются пионерские отряды, а с 8 класса – комсомольские организации. В каждой школе  действует партийная организация учителей- коммунистов оказывающая влияние на педагогическое самосознание учителей.

10.08.1933 г. в на слете авиамоделистов, установивших 27 мировых рекордов, Ворошилов К.Е. провозгласил лозунг «От модели к планеру, с планера на самолет!».

Весной 1936 г. в Москве на Всесоюзной выставке работ юных техников был показан робот В. Мацкевича, который затем был представлен на Всемирной выставке в Нью-Йорке, а юный автор принят без экзаменов в Московский энергетический институт.

В 1940 г.  введено почетное звание «Заслуженный учитель школы РСФСР»; Параллельно со школой политехническое образование молодежи осуществляли: 1038 станций юных техников, 180 аэроклубов, 46 парашютно-планерных клубов, 55 военно-морских клубов, 78 автомотоклубов, 76 клубов связистов (10).

Приказ Наркома просвещения РСФСР (20.09.1946) «О развитии технического творчества» требовал открыть во всех учреждениях образования радио, авиа и судомодельные кружки, создать радиоузлы.

В 1950 г. в стране работали 1297 Дворцов пионеров, 967 станций и юных техников, 660 станций юных туристов, 470 станций юных натуралистов, 180 детских театров, более 1000 детских спортивных школ, 1500 тысяч клубов юных техников при промышленных предприятиях (10).

В Москве проходят  Всероссийские слеты: юных строителей (1957);  – юных энергетиков (1958);  юных техников (1960); – юных конструкторов   автоматических устройств (1962), политехническая олимпиада (1963).

В 1958 г. опубликован «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования» по которому  ремесленные училища и школы ФЗО (созданные в 1940 г.), были преобразованы в проф-тех. училища (ПТУ), а в 1969 г. в СПТУ. учреждены почетные звания: "Заслуженный мастер профессионально-технического образования РСФСР" и "Заслуженный учитель профессионально-технического образования РСФСР".

Летом 1962 г в Челябинске Заслуженный учитель школы РСФСР Ю.Г. Цитцер (1920-1980) организовал экспедицию школьников по выявлению отходов промышленного производства в р. Миасс и создал Научное общество учащихся; Кустов Л.М., (г. Копейск. Челябинская обл.) организовал экспедицию юных геологов, открывшую новое   место рождения золота на Урале и создал свое научное общество учащихся.

В 1963 г. А.З. Иоголевич (1934-1997), директор Челябинского Дворца пионеров провел учредительное собрание городского НОУ (апрель, 1963), которое утвердило Устав НОУ и определило научных кураторов секций: «Юные конструкторы» - политехнический институт и  Институт механизации сельского хозяйства; «Юный геолог» - Уральский геологический трест; «Юный медик» - медицинский институт.

В это же время в Крыму Тиняков  А.П., канд. физ.-мат наук, учитель физики в школе №2 г. Симферополя, организовал малую академию наук (МАН).

Идею МАН поддержала Конюшок И. (Крымский ОК ВЛКСМ) и совместно с Касаткиным В.Н (пединститут, г. Симферополь) в июне 1963 г. провели учредительное собрание Крымской малой академии наук (12).

В 1967-68 годы Министерство просвещения СССР, отменило профессиональное обучение в школе и ввело учебные программы «Труд» с пятого класса.

В1961 г. на ВДНХ СССР ежегодно проходят Всесоюзные выставки НТТМ; соревнования по техническим видам спорта; МПС СССР проводит соревнования моделистов железнодорожной техники.

Популярные журналы; «Знание-сила», «Техника – молодежи», «Радио», «Юный техник», «Моделист-конструктор», «Сельский механизатор» и ЦТ организуют Всесоюзный конкурс «Твори выдумывай, пробуй !».

В 1964 г. ВЦСПС утвердило типовое Положение о клубе юных техников (КЮТ), что позволило заводским профкомам легализовать расходы на содержание КЮТ. В Челябинской области было открыто 32 КЮТ при крупных промышленных предприятиях.

В 1965 г. в Челябинске прошел слет юных конструкторов. В 1966 г. в Москве состоялся Всероссийский слет юных рационализаторов и конструкторов.

В июле 1971 г. в Артеке прошел Первый Всесоюзный слет научных обществ учащихся. Встретились делегаты от 318 НОУ и МАН.

В 1975 г. в Москве проходит II Всесоюзный слет научных обществ учащихся. Летом 1976 г. в Алма-Ате прошел Всесоюзный слет юных техников с защитой проектов и моделей разнообразных технических устройств.

В 1990 г. Министерство просвещения РСФСР сменило свое название на, Министерство образования, закрепившее переход от  идеи просвещения народа к идее образования всесторонне развитой личности.

Анализ содержания работ, представленных на соревнования по ТВС, на слетах юных конструкторов и исследователей показал, что творческая деятельность подростков направлена на освоение опыта проектно-конструкторской и исследовательской деятельности и на освоение технологических приемов обработки различных материалов.

В 60-70  г. о развитии НТТМ писали академики АН СССР:  Лаврентьев М.А («Известия», 24.05.1968), Семенов Н.Н. (Техника молодежи, 1977, № 1, С.6), Патон Б.Е. («Юность», 1978, № 11, С.98-100), Осипьян Ю.А. (Комсомольская правда, 01.09.1985).

В эти годы в педагогической практике вызревает новый опыт внешкольного образования в цепочке: ученик – учитель – ученый + инвестор.

В г. Черноголовка .Московской области Классен Н.В, канд. физ.- мат наук,   зав. лаб. ИФТТ РАН организует учебно-исследовательскую работу с подростками на основе следующих   требований:

- тематика экспериментов - интересная для всех участников;

- в работе используется оборудование имеющееся в школьном кабинете физики;

- эксперименты выполняются впервые в мире, а результаты обладают новизной.

Реализация такого подхода дает   следующие результаты:

- Провоторов П. (10 кл.) получил два российских патента и первые места на конференциях («Старт в науку» (МФТИ), «Ученые будущего» (МГУ – Интел), «Шаг в будущее» (Алферовский университет), приз на конференции в Пекине в 2014 г.; премию за проект в Питтсбурге в 2015 г. Провоторов П. поступил в МФТИ.

- Федор Гурин, (8 кл.) исследовал фотоэлектрические процессы в листьях растений, обнаружил автоколебания электрических потенциалов в токах зеленых листьев, индуцированные их освещением, и большую электроемкость зеленых листьев.

Зарегистрирована патентная заявка на преобразователь солнечной энергии в электричество на основе живых растений. Автор - призер конкурса им. В.И. Вернадского.

- Анна Кудинова, (9 кл.) исследовала гидродинамические процессы в капиллярах биосистем и выявила новые факты. Работа отмечена серебряной медалью на Колмогоровском конкурсе проектов. Зарегистрирована патентная заявка на новый принцип работы насоса.

Методологическую основу учебных исследований составляют идеи, теории, суждения людей достигших успехов в науке:

Альтшулер Г. С. (1926 – 1998) – АРИЗ (1956) и– ТРИЗ (1979). Альтшуллер Г.С. Найти идею. Новосибирск: Наука, 1986.

Ананьев Б. Г. (1907 – 1972) - идея личностно-ориентированного образования. (Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. М. : 1979.-334с.).

Анохин П. К. (1898 – 1974) – идея о творчестве как об опережающем отражении действительности. (Анохин П.К. Опережающее отражение действительности. //Вопросы. философии. 1962. № 6. С. 97—109).

Баранцев Р. Г. (1931) – идея о триадах как архетипах человеческого сознания: интуицио - эмоцио – рацио. (Баранцев Р.Г. Принцип неопределенности – дополнительности - совместности в тринитарной методологии // Прикладная философия, Ульяновск, 2001, с.48-50).

Бор Н. (1885 – 1962) идея дополнительности (1927) «два взаимоисключающих понятия, в совокупности дают более полную информацию о явлении как о целостном феномене». (Бор Н.. Избр. тр. т. 2. Причинность и дополнительность. М., 1971.

Вахтеров В. П. (1853 – 1924) идея уникальности ребенка: «ни один ребенок не тождественен с другими. Каждый из них не копия, а оригинал». (В.П. Вахтеров «Внешкольное образование народа» М., 1896.).

Вернадский В. И. (1863 – 1945) и Циолковский К. Э. (1857 – 1935) идея активно-эволюционной интеграции человека во Вселенной (1933) (Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1975: Циолковский К.Э. Щит научной веры. М., 2007).

Гедель Ф. Р. (1906 – 1978) теория неполноты (1931): «Аксиома не может быть доказана в рамках одной системы без дополнительных аксиом». (Гедель К. Р. Совместимость аксиомы выбора с аксиомами теории множеств.// Успехи математических наук, 1948, стр. 96-149.).

Горский В. А. (1936) – идея обеспечения полноты и цельности образования в интеграции разных его видов (Горский В.А. Интеграция содержания формального и неформального образования. Германия, 2014).

Железнякова О. М. (1939) – идея о «системной дополнительности». (Феномен дополнительности в педагогическом знании. Ульяновск, 2008.).

Ляпунов А. А. (1911 - 1973) – идея непредсказуемости траектории познания. (1961) (Панкратов С. Законы непредсказуемости. «Наука и жизнь»: № 11, с. 85).

Семенов Н. Н. (1896 - 1998) идея поэтапного выявления противоречий в системе понятий, направляющих процесс творчества. (Семенов Н.Н. Наука и общество. М.;Л., 1973).

Толстой Л. Н. (1828 – 1910) идея свободы выбора: «Только при свободе возможно узнать к чему ученик имеет склонность.» (Толстой Л.Н. Воспитание в свободе. Избр.пед. статьи. М.: Карапуз, 2005.- 240 с.).

Шацкий С.Т. (1878 – 1934) идея всестороннего развития ребенка (Шацкий С. Т. Работа для будущего. М.: Просвещение, 1989.).

Хайдегер М. (1889 – 1976) идея перехода от «вычисляющего мышления» к «мышлению осмысляющему» (М.Хайдегер. Разговор на проселочной дороге. М.: Высшая школа, 1991.- 192 с.).

Развивающийся рынок обучающих устройств предлагает глобальную сеть - «Сбер-бокс» охватывающую все территории РФ и всех владельцев ПК.

Телевизор, с приставкой «Сбер Бокс» (SberBox), завершеет переход от традиционной формы личного общения «ученик-учитель» к дистанционному освоению цифровых  технологий составленных в интересах Сбербанка.

СМИ отмечают обострение противоречий в подходах к организации просвещения, образования и обучения подрастающих поколений:

- требование учета индивидуальных различий в развитии детей и стремление к организации массового оцифрованного обучения в режиме онлайн;

- рост расходов на образование и снижение качества общего образования;

- призывы к развитию творческой активности молодежи и обрушение государственной системы НТТМ и ликвидация профсоюзных клубов юных техников при приватизированных промышленных предприятиях.

Выводы:

1. Создание министерства просвещения (1802) закрепило складывающиеся в России тенденции в содержании просвещения народа в форме, школ разного типа, училищ, институтов и университетов развивающихся в русле отечественной культуры

2. В конце XVII в. в развитии педагогического самосознания учителей российской империи «набирают силу» идеи «реального образования».

4. В 1917 г. идея реального образования реализуются в форме всеобуча на базе единой школы, но в названии Наркомата используется термин «просвещение» : Наркомат народного просвещения РСФСР (Наркопрос РСФСР).

Идею Наркома просвещения Луначарского А.В. о «всестороннем развитии человека» (8) предполагается реализовать созданием разнообразных внешкольных учреждений (станции туристов,  натуралистов, техников, детский музыкальный театр, Дворцы и дома пионеров)

5. В 1923 г. в Наркомпросе РСФСР создано Управление полит-просвет работы во главе с Крупской Н.К. В каждом классе (начиная с пятого класса) общеобразовательной школы создаются пионерские отряды и комсомольские организации (начиная с восьмого класса), которые вместе с учителями проводят идею коммунистического воспитания в повседневную педагогическую практику.

6. 1941 -1945 годы Великой Отечественной войны педагогика общего образования дополняется педагогикой обучения умениям для всеобщего участия в работе под лозунгом «Все для фронта, все для Победы!».

7. В послевоенные годы развитие педагогического самосознания формировалось в ходе решения задачи организации общественно-полезного труда школьников по ремонту школ, школьных учебных кабинетов и мастерских;

8. В 60-е годы получает широкое развитие педагогической самодеятельности в организации различных молодежных объединений и в том числе в научно-технического творчества (НТТМ): школьные организации  ВОИР,  научные общества учащихся (НОУ) и малые академии наук (МАН);

9. В начале нового столе возрождается система разнообразных типов школ: гимназии, лицеи и педагоги все чаще предпринимают попытки дополнения содержания ФГОС освоением опыта учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности в интеграции содержания общего (школьного) образования и содержания дополнительного (внешкольного) образования.

10. Таким образом, педагогическое самосознание российского учительства в своем развитии испытало влияние происходящих изменений в социально-экономических  приоритетах  развития страны: от церковного «просвещения души» к реализации идеи «реального образования и всестороннего развития личности строителя коммунизма», к освоении содержания, методов и ИКТ в «подготовке выпускника школы к социальному и профессиональному самоопределению».

При этом педагог выходит в позицию аналитика, а его педагогическое сознание представляет собой новое «фундаментальное личностное образование, отражающее богатство его внутреннего мира  и особенности стратегии и тактики его педагогической деятельности» (14).

Список литературы

  1. Никитенко А.В. Записки и дневник. т.3., / Никитенко А.В., М., 1956.
  2. Бецкой И.И. Энциклопедический словарь. Брокгауз и Эфрон, С. Петербург, т. 6, 1895. С.649-650.
  3. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. М.: Статистика, 1977.- 448 с.
  4. Орлов С.И. В поиск на заре. / ОрлдовС.И. Симферополь, 1966. – 94 с.
  5. Пирогов Н.И. Вопросы жизни, / Пирогов Н.И. // Морской сборник 1856, № 3.
  6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина - М.: Изд. центр "Академия", 2002. - 576 с.
  7. Толстой Л.Н. Воспитание в свободе. Избр. пед. статьи. М.: Карапуз, 2005.- 240 с.
  8. Ушинский К.Д. Пед.соч. в 6 т., т. 5.- / Ушинский К.Д. М.: Педагогика, 1990.
  9. Чистякова С.Н. Профессиональное образование: вызовы и перспективы развития: монография / Состав.: С.Н. Чистякова. - М.: «Эко-Информ», 2018. - 275 с.
  10. Хайдегер М. Разговор на проселочной дороге. / Хайдегер М. М.: Высшая школа,. 1991.- 192 с.
  11. Шацкий Т. С. Педагогические сочинения: в 4 т. / под ред. И. А. Каирова [и др.] ; Акад. пед. наук РСФСР. — / Шацкий Т. С., М. : Просвещение, 1962—1965.
  12. Энциклопедический словарь Внешкольное образование. ТВС и ТТШ. Сост. Горский В.А. Новосибирск, Академиздат . 2018.- 350 с. – ISBN 978-5- 6041069-9-0
  13. Богуславский М.В. Методология, содержание и технологии образования (историко-педагогический контекст). Монография. / Богуславский М.В. — М.: Научная книга, 2007. — 236 с.
  14. Борисенко В.П. Поликультурное образовательное пространство России: история, теория, основы проектирования. — / Борисенко В.П. Ростов-на-Дону, 2004. — 530 с.
  15. Вахтеров В.П. «Внешкольное образование народа» М., 1896.
  16. Горский В.А. Интеграция содержания формального и неформального образования детей. / Горский В.А. Palvarium acfdemic publisfing. Saarbrucktn, 2014.
  17. Крупская Н.К. О культурно-просветительной работе./ Крупская Н.К..: Сов. Россия, 1957. – 163 с.
  18. Луначарский А.В. «Основы позитивной эстетики». Собр. соч. в восьми томах, т.7. Статьи, доклады, речи, (1903–1928). / Луначарский А.В. М.: Художест. литература, 1967.
  19. Медынский Е.Н. Энциклопедия внешкольного образования. / Медынский Е.Н. Москва ; Петроград : Гос. изд-во, 1923.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary