Использование икт в дополнительном образовании

Использование икт в дополнительном образовании

Сегодня информационно-коммуникативные технологии плотно входят во все сферы нашей жизни, в том числе и в образовательный процесс. Компьютерные технологии широко используются на уроках, ни одно школьное мероприятие не обходится без мультимедийных презентаций, а урок — без использования инновационных образовательных ресурсов.

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 7 (52), февраль ‘22

Поделиться

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе произошло достаточно давно.  На сегодняшний день информационные технологии позволяют педагогам проявить творчество, информируют о новых нетрадиционных формах и методах образовательного процесса в дополнительном образовании.

И сейчас уже очень сложно уже представить качественное современное образование без использования информационно-коммуникационных технологий. Такая форма работы используется в процессе управления учреждением, в методической работе, в работе педагогов с детьми и родителями.

Основными задачами использования ИКТ в педагогической деятельности можно выделить следующие компоненты:

  1. Сделать образование современным (с точки зрения использования технических средств);
  2. Приблизить воспитаетельно – образовательную деятельность к восприятию современного ребенка, т. к. современные тинейджеры в основном слушают и смотрят, и предпочитают визуальную информацию;
  3. Приблизить доверительные отношения взаимопонимания, взаимопомощи между педагогом и воспитанником;
  4. Существенно облегчает поиск необходимого материала не статично, а с использованием современных методик, что помогает более эмоционально и образно предоставить необходимый материал;
  5. Экономит время, как свое, так и ребенка, помогает увеличить плотность образовательной деятельности, обогатить ее новым содержательным материалом.

По опыту работы современными тинейджерами усваивается только та информация, которая его заинтересовала, в которой у него сеть определённые познания, та, которая вызывает приятные и комфортные чувства.

         Творческие педагоги, которые стремятся идти в ногу со временем, должны вникать и изучать все возможности внедрения современных ИКТ в свою практическую деятельность.

Использование ИКТ имеет несколько направлений.

  1. Использование ИКТ в работе с детьми:
  • Использование в работе, как собственные, так и готовые презентации;
  • Использование видео и музыкального материала.

Презентации, видеоролики, короткие мультфильмы, все это используется при проведении занятий. Презентации помогают раскрыть новый материал расширить знания в изучаемой области более наглядно. Рассказ и показ педагога важен для обучающихся, но когда дети видят инструкции, правила, последовательность выполнения работы на экране, то усваивают изучаемую тему более полно.

Рассматривая видеоролики имеется возможность коллективного обсуждения, высказывания собственного мнения ребенка на ту или иную проблему, ситуацию, действие.

Демонстрация обучающихся мультфильмов позволяет не только при проведении занятия показать более интересно необходимы материал, но в целях профилактики техники безопасности.

  1. Использование мобильного телефона и интерактивных игр в образовательном процессе.
  • При использовании ИКТ у детей повышается мотивация, интерес и увеличивается объем усвоения информации.
  • Возможность использования интерактивно развлекательных игр как при изучении нового материала, так и в ходе закрепления.

Следующим направлением работы является работа с коллегами педагогами:

  • создание презентаций по представлению собственного опыта (выступления на семинарах, педсоветах, конференциях, и т.д.);
  • обобщение и распространение опыта работы сложно себе представить без фотографий с занятий, результатов работы детей, видеороликов отрывков занятий. Всем этим более ярко можно поделиться с помощью ИКТ. Как говорится лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать.

Еще одним из направления работы педагога является профессиональное саморазвитие:

  • поиск интересных сведений;
  • создание собственного сайта;
  • ведение документации;
  • просмотр вебинаров, видеоконференций;
  • участие в профессиональных и творческих конкурсах.

         При использовании ИКТ количество участия в конкурсах увеличивается, что облегчает работу при подготовке к аттестации.

Ключевым направлением работы педагога можно выделить еще и работу с родителями:

  • С помощью средств ИКТ возможна демонстрация отрывков с занятий, фотоотчеты занятий и акций, проводимых с обучающимися;
  • представить вниманию родителей интерактивную выставку работ кружковцев, а также с помощью презентаций познакомить с материалами по развитию и воспитанию детей.

 По сравнению с традиционными формами обучения работа по внедрению ИКТ в воспитательно-образовательный процесс можно отметить ряд преимуществ:

  • предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  • решения проблемные задачи, поощрение при их правильном решении самим компьютером являются стимулом к познавательной активности детей;
  • ИКТ дают возможность расширения использования электронных средств обучения, так как они передают информацию быстрее, чем при использовании традиционных средств;
  • с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни;
  • высокая динамика образовательной деятельности способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Несмотря на столь эффективное использование ИКТ, оно не может заменить высококвалифицированного специалиста.

Использование ИКТ в воспитательно-образовательном процессе приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащению воспитательно-образовательного процесса эмоциональной окрашенностью;
  • психологически облегчает процесс усвоения;
  • побуждение живого интереса к предмету познания;
  • расширение общего кругозора;
  • увеличение уровня использования наглядных пособий;
  • повышение производительности труда педагога и ребенка.

Одним из главных условий использования ИКТ в учебно - воспитательном процессе — с детьми должны работать педагоги, хорошо знающие технические возможности ПК, владеющие основными навыками работы с ним, хорошо ориентирующиеся в компьютерных программах, знающие этические правила их применения и владеющие методикой приобщения детей к новым технологиям. Кроме того, педагоги должны хорошо знать возрастные особенности обучающихся.

ИКТ  необходимо и целесообразно использовать  в различных видах деятельности, так как они позволяют сделать процесс развития детей достаточно эффективным, интересным и познавательным.

Список литературы

  1. Абрамов А. Г., Булгаков М. В., Иванников А. Д., Сигалов А. В. Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»: пять лет в образовательном Рунете //Журнал «Дистанционное виртуальное обучение», 2009. № 3, с.14–30. 3.
  2. Бабич И. Н. Новые образовательные технологии в век информации / Материалы XIV Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». — Троицк: Фонд новых технологий в образовании «Байтик». — 2009. — с. 68–70. 2.
  3. Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева. —Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/ (дата обращения: 14.02.2022).
  4. Красильникова В. А.  Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary