Проблемы правового регулирования обращений граждан и юридических лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления

Проблемы правового регулирования обращений граждан и юридических лиц в органы государственной власти и органы местного самоуправления

В настоящей статье уделяется внимание проблеме несформированного понятийного аппарата порядка обращения граждан и юридических лиц (отсутствие основных употребляемых терминов в законе), проблеме правового регулирования искусственного интеллекта в институте обращения к государственным органам и местному самоуправлению. Автором вносятся предложения по совершенствованию действующего законодательства, способствующие решению выявленных проблем.

Авторы публикации

Рубрика

Право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Поделиться

Право гражданина на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления устанавливается Конституцией РФ [1]. С момента признания Конституционным судом РФ отдельных положений Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [3] несоответствующими Конституции РФ, он распространяет свое действие на правоотношения, связанные с обращениями юридических лиц, а также тех юридических лиц, которые осуществляют публично значимые функции государственных и муниципальных учреждений, иных организаций и их должностных лиц, правовое регулирование данных обращений ранее подробно не регламентировалось.

Предоставление нашим государством права на обращение гражданам и юридическим лицам является проявлением демократического общества, поскольку для любого демократического государства важной его составляющей признается возможность гражданин и юридических лиц контактировать с публичными органами и влиять на какие-либо их решения. Без наличия такого права и его осуществления Российская Федерация не была бы демократическим государством.

Осуществление и претворение в жизнь права граждан и юридических лиц на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления – одно из ведущих направлений государственной деятельности, поскольку именно граждане и юридические лица обладают возможностью активно влиять на ход дел в стране. Инициатива со стороны граждан и юридических лиц по защите каких-либо личных и общественных интересов способствует движущей силе государства по принятию решений, устранению ошибок, изменению законодательства и т.д.

Эффективное функционирование вышеприведенного механизма может обеспечивать качественное правовое регулирование порядка обращений субъектов, обладающих данным правом, в государственные органы и органы местного самоуправления, при этом данное правовое регулирование отличается обобщенным характером правовых положений, в связи с чем возникают проблемы относительно их реализации. Поскольку при разработке специального нормативного акта по порядку рассмотрения обращений перед законодателем не стояла цель систематизации всех правовых материалов, данная сфера регулирования находит свое отражение еще и на региональном и муниципальном уровнях, так как данный вопрос относится к совместному ведению РФ и субъектов.

Анализ федерального законодательства свидетельствует о том, что достаточного внимания не уделяется детализации обращений в муниципальные органы, от действующих на сегодняшний день положений создается ощущение, что обращения граждан и юридических лиц в органы местного самоуправления находятся на втором плане. Данный подход не является целесообразным, потому что одна из задач муниципальной власти состоит в наличии доступного и прозрачного механизма общения с гражданами и организациями. Современное состояние местного самоуправления в России говорит о том, что оно еще не сформировано коренным образом и нуждается в детальной регламентации.

Правовое регулирование должно отвечать потребностям общества в наличии действенного механизма реализации данного конституционного права, способного повлиять на эффективное разрешение дел в государстве. Несомненно, существующие правовые нормы, регламентирующие отдельные аспекты порядка обращения граждан и юридических лиц в местное самоуправление, оцениваются научными деятелями в области юриспруденции положительно. К числу специалистов, отметивших положительные черты действующего порядка обращений граждан и юридических лиц, относятся О.А. Кожевников, А.В. Савоськин, Е.А. Холодилова [4]. Между тем, комплексный механизм нуждается в детальной доработке.

Одной из первоначальных проблем рассматриваемой темы является то, что понятийный аппарат Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» находится в неудовлетворительном состоянии, поскольку еще вовсе не сформированы определения основных терминов, употребляемых в этой сфере: отсутствует понятие коллективного обращения граждан, отсутствует понятие обращения юридического лица. Единственным отличием коллективного обращения от обращения гражданина, понятие которого закреплено в ст. 4 рассматриваемого нормативного акта, является количество субъектов, если обращение гражданина подается индивидуально от имени одного человека, то коллективное обращение отличает присутствие признака коллективности, т.е. коллективное обращение подается от имени двух и более граждан. Соответственно, коллективное обращение – это направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение двух и более граждан, содержащее частный интерес. Для юридических лиц субъектом, обладающим полномочием направлять обращение, является ее представитель, т.е. от лица организации может подавать обращение не абсолютно любое лицо, а только уполномоченное на данные действия либо доверенностью, либо учредительными документами юридического лица.  Внесение в рассматриваемый закон отсутствующих понятий позволит исключить произвольное толкование правовых норм и предотвратить злоупотребления правами.

Еще одной проблемой правового регулирования обращений является количество поступающих обращений, превышающее возможности должностных лиц по их обработке и рассмотрению, последствиями чего является затягивание и несоблюдение законно установленных сроков рассмотрения обращений. Целесообразным и своевременным решением этой проблемы является активное внедрение последних достижений информационных технологий в области искусственного интеллекта, правовое регулирование последнего пока в сфере рассмотрения обращений граждан и юридических лиц не освоено, но над этим нужно работать. Так, в 2019 г. был издан Указ Президента Российской № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», утвердивший «Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года». До 2024 г. будут созданы условия для реализации данной стратегии, а до 2030 г. искусственный интеллект будет внедрен во многие сферы жизнедеятельности, включая институт рассмотрения обращений граждан и юридических лиц государственными и муниципальными органами.

Правовое регулирование внедрения искусственного интеллекта в институт обращений граждан и юридических лиц является новым этапом в становлении и развитии российского законодательства.

Подводя итоги вышесказанного, необходимо отметить, что правовое регулирование рассматриваемого института находится еще на стадии становления и развития, поэтому в правовых материалах встречается множество недоработок, как результат их наличия – проблемы на практике. В данной статье было уделено внимание проблеме несформированного понятийного аппарата (отсутствие основных употребляемых терминов в законе); проблеме правового регулирования искусственного интеллекта в институте обращения. Вышеприведенные пути решения имеющихся проблем способствуют совершенствованию действующего законодательства.

Список литературы

  1. Кожевников О.А. Новый подход к системе обращений граждан в Российской Федерации / О.А. Кожевников А.В. Савоськин, Е.А. Холодилова // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2017. - № 2. – С. 44-49.
  2. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020] // Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2022)
  3. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федер. закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ: принят Гос. Думой 21.04.2006 г.: одобрен Советом Федерации 26.04.2006 г.: [ред. от 27.12.2018] // Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2022)
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ: принят Гос. Думой 20.12. 2001 г.: одобрен Советом Федерации 26.12.2001 г.: [ред. от 01.07.2021] // Официальный интернет-портал правовой информации: гос. система правовой информации. – URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 20.01.2022)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary