Формирование коммуникативных ууд при помощи интерактивного обучения на уроках русского языка в начальной школе

Формирование коммуникативных ууд при помощи интерактивного обучения на уроках русского языка в начальной школе

В данной статье рассматривается подход к организации применения интерактивного обучения с целью эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе. Делается вывод о том, что при соблюдении установленных требований возможно добиться заметных результатов по освоению учащимися коммуникативных навыков, которые в дальнейшем способствуют эффективной социализации школьников. В статье обосновывается необходимость в развитии коммуникативных УУД, обусловленная требованиями, выдвигаемыми современным обществом.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Поделиться

Введение

Одной из ключевых задач, предусмотренной в ходе реализации основной образовательной программы начального общего образования, является личностное и коммуникативное развитие младшего школьника. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников способствует их социализации и адаптации не только в кругу сверстников, но и открывает возможности для выхода в систему более широких межличностных взаимоотношений.

Проблема развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников остаётся актуальной в связи с динамикой нарастания требований к уровню социализации, которые в современном мире предъявляет общество. Школа, в свою очередь, призвана решать вопросы, касающиеся развития умений детей адаптироваться и вступать во взаимодействие с социумом. Основная база коммуникативных навыков закладывается непосредственно в период обучения в начальных классах. В это время ребёнок определяет для себя своё место в обществе и принимает конкретную социальную позицию, поэтому те приёмы и методы, которые избирает учитель для формирования его коммуникативных универсальных учебных действий, будут накладывать свой отпечаток на дальнейшее социальное будущее этого ребёнка. В связи с этим возникает необходимость в более подробном изучении проблемы развития коммуникативных УУД младших школьников и разработке новейших методик, которые будут соответствовать всем предъявляемым требованиям и способствовать максимальному развитию коммуникативных навыков учащихся.

Основная часть

Объектом данного исследования выступает непосредственно преподавание русского языка с целью эффективного развития коммуникативных УУД учащихся младших классов.

Уроки русского языка в начальной школе предоставляют широкий спектр возможностей для развития коммуникативной компетенции младших школьников. Данный предмет сам по себе подразумевает «овладение навыками общения на родном языке», поэтому совмещение изучения курса русского языка в начальной школе и непосредственное развитие коммуникативных умений в совокупности может способствовать активной социализации учащихся.

В настоящее время ведётся активное внедрение интерактивного обучения в образовательный процесс. Под определением «интерактивного обучения» понимается «специальная форма организации познавательной деятельности, в которую вовлечены все участники учебного процесса». [2, с. 4] Огромный вклад в развитие интерактивного обучения внесли не безызвестные педагоги-новаторы, в числе которых В.К. Дьяченко, А.Г. Ривин и наш современник А.В. Хуторской. Такая организация деятельности учащихся на уроках русского языка может послужить отправной точкой для формирования их коммуникативных компетенций.

Перед непосредственным применением интерактивных упражнений на уроках русского языка с целью повышения уровня сформированности коммуникативных УУД необходимо произвести анализ уже имеющихся у учащихся коммуникативных навыков. Для этого используются модификационные диагностики известных во всём мире педагогов и психологов, в число которых входят: Ж. Пиаже, Г.А. Цукерман, Г.В. Бурменская. [4, с.99] В дальнейшем проецируется индивидуальный план работы учащихся, подбираются и разрабатываются конкретные интерактивные упражнения, которые применимы на уроках русского языка в начальной школе.

Необходимым условием интерактивного обучения остаётся соблюдение требований к освоению основной образовательной программы начального общего образования, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом. [6] Уроки русского языка с применением интерактивных упражнением должны строиться на основе ООП НОО.

После работы по применению на уроках русского языка интерактивных форм обучения необходимо произвести повторный анализ уровня сформированности коммуникативных УУД учащихся, используя те же самые модификационные диагностики, что и в начале работы. Это позволяет выявить эффективность проделанной работы и при необходимости скорректировать её при дальнейшем продолжении.

Выполнив все вышеперечисленные требования, можно убедиться в эффективности применения интерактивного обучения на уроках русского языка в начальной школе. Совместная деятельность учащихся, направленная на решение конкретных проблем в процессе обучения, способствует развитию коммуникативных УУД младших школьников.

Заключение

Таким образом, при соблюдении и учёте всех требований к организации интерактивного обучения на уроках русского языка в начальных классах, возможно добиться эффективного развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, которые и образуют социальную компетентность учащихся, а она, в свою очередь, в дальнейшем способствует успешной социализации и адаптации учащихся в обществе.

Список литературы

  1. Васильева И.В. Учебное сотрудничество на уроках // Авантаж. 2013. № 50. С. 18.
  2. Кашлев С.С. Интерактивные методы обучения / С.С. Кашлев. Минск: ТетраСистемс. 2011. 224 с.
  3. Коротаева Е.В. Интерактивное обучение: вопросы теории и практики обучения / / Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 171-174.
  4. Лекомцева О.А. Развитие коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Образование и наука в современных условиях. 2014. №1. С. 99-101.
  5. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Современные способы активизации обучения. М.: Академия. 2008. 176 с.
  6. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: ИНОТ. 2002.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary