Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов

Формирование учебно-профессиональной мотивации студентов

В современном динамично развивающемся мире особую значимость приобретает возможность максимальной реализации потенциала человека. Высокие требования к сотрудникам и колоссальная конкуренция на рынке труда порождают необходимость получения хорошего образования. Полученные во время обучения знания и навыки определяют будущее человека, позволяя добиться желаемых результатов.

Современный студент приходит в ВУЗ, руководствуясь различными мотивами. К сожалению, получение теоретических знаний и практических умений не всегда является главным источником мотивации для студентов. Соответственно, проблема мотивации и стимулирования учащихся к учебной и научной деятельности является одной из основных трудностей, с которыми приходится сталкиваться преподавателям.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 5 (50), февраль ‘22

Поделиться

Прежде всего, определим понятие «мотивация». Немецкий психолог Х. Хекхаузен понимал мотивацию как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность. Исследователь проблемы мотивации И.С. Харченкова определяет мотивацию как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.  Советский психолог К.К. Платонов понимал мотивацию как совокупность мотивов.

В целом, все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию как совокупность факторов или мотивов. Второе направление рассматривает мотивацию как динамичное образование, механизм, процесс.

Под мотивом понимается продукт мотивации, т.е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование оснований активности человека и побуждения к достижению выбранной цели. В Кратком психологическом словаре мотив рассматривается в нескольких аспектах: как побуждение к деятельности; совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих её направленность; как побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности предмет, ради которого она осуществляется; как осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Деятельностный подход, реализуемый в отечественной психологии, рассматривает мотивацию в качестве основы развития личности. Объясняется это тем, что в психологической структуре любого вида деятельности одной из ее составляющих являются мотивы, т.е. внутренние побуждения к деятельности.

Профессиональная мотивация студентов рассматривается как совокупность факторов и процессов, побуждающих и направляющих индивида к изучению будущей профессиональной деятельности.

Проблема учебной мотивации, несомненно, является актуальной и для студентов, и для преподавателей. К сожалению, с каждым годом интерес студентов к учебе заметно угасает. Важно понимать, что ответственность за мотивацию или её отсутствие главным образом лежит на студенте. Но преподаватель также ответственен за результаты процесса обучения; за выполнение целей учебной программы, за развитие определяемых в ней знаний и умений. Именно он должен работать по образовательному плану, выполнять задачи по подготовке лекций и семинаров таким образом, чтобы студенты пришли к определенной системе знаний, владели конкретными понятиями и умениями, понимали закономерности. Также следует отметить, что современной парадигме вузовского учебного процесса преподаватель является лицом, организующим самостоятельную учебную работу студентов. Таким образом, обе стороны отвечают за результат обучения. Видение планируемых результатов формирует желание достичь цели, что, несомненно, повышает мотивацию.

Выбирая способы и методы профессиональной мотивации, и преподавателям, и самим студентам важно принимать во внимание систему мотивов, которые могут в лучшую сторону изменить отношение студентов к своим учебным обязанностям:

– прагматичные мотивы, например, желание работать в престижной фирме и иметь высокую зарплату;

– познавательные мотивы, т.е. желание узнать что-то новое;

– коммуникативные, т.е. желание расширить круг общения;

– социальные, подразумевающие долг перед родителями, ответственность за свое будущее, желание утвердиться в обществе, получив высокий статус;

– профессиональные, т.е. стремление углубить знания в уже знакомой специальности.

На сегодняшний день представлено многообразие способов и методов профессиональной мотивации студентов к обучению. Применяя в процессе обучения прогностические методы, необходимо помнить о субъективном и объективном их характере. Субъективный путь организации учебной деятельности подразумевает использование методов объяснения, информирования, убеждения. Объективный направлен на создание соответствующих условий, способствующих развитию у студентов положительной мотивации к учебной деятельности. Если эта деятельность вызовет у студентов интерес, азарт, удовольствие, то, без сомнений, – постепенно сформируется потребность в такой деятельности и устойчивый познавательный процесс к ней.

В отличие от школьника, студента никто не контролирует. Свобода может действовать на студента опьяняюще, превращая его в ленивого (относительно учебной деятельности) человека. Самомотивация в данном случае – фактор, определяющий качество получаемого образования (и будущего в целом). Психологи рекомендуют в первую очередь определить мотивирующие и демотивирующие факторы. Это можно сделать, задав себе несколько вопросов: как начать учиться? Почему мне нужно активизировать учебную деятельность? Действенным способом определить для себя мотивацию является определение конечной цели: «Если я хорошо окончу университет, то найду престижную и высокооплачиваемую работу». Также следует провести диагностику причин лени. Как правило, она возникает, когда звучат слова «надо», «должен» и т.п. Когда мы говорим: «хочу», «желаю», «мечтаю», лени нет, потому что это – наши желания, потребности, намерения. Чем они сильнее, тем быстрее исполняется желание, переходя сначала в цель, а потом в конкретные действия по ее достижению.

Повышение уровня учебной мотивации студентов – сложная задача, требующая системного подхода. Успеваемость студентов зависит не только от природных способностей, но и от развития учебной мотивации. На сегодняшний день существует множество способов и методов повышения уровня профессиональной мотивации студентов, формирующих как познавательные, так и профессиональные мотивы.

Список литературы

  1. Букачёва С.Г. Профессиональная мотивация студентов как способ активизации обучения. – М., 2015. – 23 с.
  2. Герасименко Н.А. Мотивация студентов к обучению: социально-психологический аспект / Вестник университета, 2017. – 37 с.
  3. Краткий психологический словарь. – М. : Политиздат, 1985. – 189 с.
  4. Слотина, Т. В. Психология личности: учебное пособие/ Т. В. Слотина. – СПб.: Питер, 2008. – 304 с.
  5. Харченкова И.С. Мотивы как основа становления эмотивно-аксиологической сферы субъекта / Сибирский педагогический журнал, 2011. - №3. – 254 с.
  6. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. – СПб.: Питер, 2003. – 860 с.
  7. Методические рекомендации по мотивации деятельности студентов / Информио. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.informio.ru/publications/id1036/Metodicheskie-rekomendacii-po-motivacii-dejatelnosti-studentov (дата обращения: 1.12.2021).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary