Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций

Правовые проблемы мирного урегулирования международных конфликтов в рамках международных организаций

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 4 (49), январь ‘22

Поделиться

Мирное урегулирование международных конфликтов осуществляется, в основном, в рамках международных межправительственных организаций общей компетенции. Мирное разрешение международных споров осуществляется тремя главными органами ООН: Советом Безопасности, Генеральной Ассамблеей и Международным судом, рассмотрению деятельности которого автором будет уделено особое внимание.

Как уже было сказано автором международные конфликты делятся на вооруженные и невооруженные. Главную роль в урегулировании вооруженных конфликтов играет Совет Безопасности ООН. Согласно Уставу ООН Совет Безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности и обладает наиболее широкими полномочиями для мирного разрешения международных споров. Совет Безопасности вправе, когда он считает необходимым, потребовать от государств мирного разрешения споров. Пункт 1 ст.36 Устава ООН наделяет его полномочиями рекомендовать спорящим сторонам надлежащую процедуру и методы урегулирования спора. Споры юридического характера должны передаваться в Международный Суд (п.3 ст.36). В случае если участники спора не могут прийти к компромиссу, то Совет Безопасности на основании ст.37 и 38 Устава может давать конкретные условия решения спора по существу или по просьбе сторон дать рекомендации с целью мирного разрешения спора.

Совет также может сам расследовать спорную ситуацию. Это расследование направлено, прежде всего, на установление того факта, может ли данный спор или ситуация привести к нарушению мира или агрессии. Таким образом, примирительные функции Совета Безопасности сводятся к оказанию добрых услуг, посредничеству, следственным действиям, организации согласительных комиссий. Решения, выводы, указания Совета в данном случае носят рекомендательный характер.

В случае же если конфликт носит вооруженный характер, Совет вправе применить санкции, блокаду, а также провести операции по принуждению к миру.

Если спор не передан на рассмотрение Совету Безопасности, то на основании ст.11,12,14,35 Устава полномочия по урегулированию спора переносятся на Генеральную Ассамблею. Её решения также будут носить рекомендательный характер для спорящих сторон.

Деятельность Генерального Секретаря ООН ограничена ст. 97 Устава, где его компетенция сводится к деятельности главного административного должностного лица. Но, несмотря на это Генеральный Секретарь имеет право доводить до сведения Совета Безопасности любые вопросы, которые могут угрожать поддержанию мира и безопасности, ставить вопрос о рассмотрении возникшего спора Советом Безопасности, а также участвовать в рассмотрение спора иными органами ООН, правда без решающего голоса (ст.97, 99 Устава ООН). Он также может оказывать добрые услуги и посредничество. Например, добрые услуги оказывались Генеральным Секретарём в Афганистане (рез. 647/1990 Совета Безопасности), на Кипре (рез.649/1990). При его участии был разработан план урегулирования конфликта в Западной Сахаре.

Исходя из статьи 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом ООН. Его основное назначение состоит в том, что он должен разрешать любые международные споры, которые будут переданы ему спорящими государствами. В пункте 1 статьи 33 Устава ООН перечислены мирные средства урегулирования международных споров, одним из которых является судебное разбирательство, а именно международный суд, функционирующий постоянно.

Обращение за разрешением международных споров к беспристрастному органу, который выносил бы решения на основе права, далеко не новая идея. Наиболее древняя форма международной юрисдикции - третейские суды, практика, применения которых была известна уже народам древнего Востока. В примитивном виде эта форма разрешения споров встречалась довольно часто в средние века. Современная история международного судебного разбирательства начинается с договора Джея, заключенного в 1794 году Великобританией и США. Договор предусматривал создание смешанных комиссий для разрешения ряда споров между этими двумя странами.

Организационное оформление третейский способ разрешения международных споров получил лишь в начале ХХ века, после первой конференции мира 1899 года в Гааге. Державы, участвовавшие в конференции, подписали Гаагскую конвенцию о мирном разрешении международных споров, в соответствии с которой обязались прилагать максимальные усилия, чтобы обеспечить урегулирование международных разногласий мирными средствами с целью избежать, насколько это возможно, применение силы в отношениях между государствами. Участники Конвенции учредили Постоянную Палату Третейского Суда. Хотя Палата была создана как постоянный орган, она не стала постоянно действующим судом в полном смысле этого слова.

Вторая Гаагская  мирная  конференция 1907 года учредила два органа: Международную призовую палату и Третейский суд, деятельность которых, должна была носить значительно более постоянный характер, чем судопроизводство Постоянной Палаты Третейского Суда. По различным причинам попытки создания этих судов не увенчались успехом, но само решение об их учреждении очень показательно как доказательство стремления государств сделать первый шаг по пути организации процесса судебного разбирательства на международном уровне.

Фактически история международных судебных органов ведет отсчет от Постоянной палаты международного правосудия при Лиге наций - первого универсального международного судебного органа общей компетенции.  Создание в 1920 году Постоянной Палаты Международного Правосудия, предусмотренной статьей 14 Статута Лиги Наций, ознаменовало большой шаг вперед в области судебного разрешения международных споров. Постоянная Палата Международного Правосудия представляла собой судебный орган в полном смысле этого слова и в любой момент была готова к выполнению своих функций. Однако, как и в случае с Постоянной Палатой Третейского Суда, ее компетенция полностью зависела от согласия сторон в споре.

В соответствии с Уставом ООН в 1945 году был учрежден новый судебный орган - Международный Суд. Согласно статье 92 Устава ООН, Международный Суд является главным судебным органом Организации Объединенных Наций.  Его учреждение означало реализацию пункта 1 статьи 33 Устава ООН в той части, которая предусмотрела в качестве одного из мирных средств разрешения международных споров возможность организации судебного разбирательства. Суд приступил к своим функциям в 1946 году, придя на смену Постоянной палате международного правосудия, которая работала во Дворце мира с 1922 года. Он разрешает, в соответствии с международным правом, юридические споры между государствами и дает консультативные заключения по юридическим вопросам, которые могут быть перед ним поставлены должным образом на то уполномоченными органами или специализированными учреждениями ООН.

Согласно Статуту, подписанному 26 июня 1945 года и вступившему в силу 24 октября того же года, Международный Суд является главным судебным органом ООН. Все члены ООН являются одновременно участниками Статута Суда, а не члены ООН могут стать такими участниками на условиях, определяемых Генеральной Ассамблеей ООН по рекомендации Совета Безопасности (статья 13 Устава ООН). Суд открыт для каждого отдельного дела и для других государств-неучастников Статута на условиях, определяемых Советом Безопасности (статья 35 Статута).

Международный Суд состоит из пятнадцати человек, образующих коллегию независимых судей, избранных вне зависимости от их гражданства из числа лиц высоких моральных качеств, удовлетворяющих требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющихся юристами с признанным авторитетом в области международного права (статьи 2 и 3 Статута).

Кроме пятнадцати членов Суда, при разборе отдельных дел могут принимать участие так называемые судьи ad hoc, то есть судьи, избираемые в соответствии со статьей 31 Статута по выбору государства-стороны в споре, если оно не представлено в судебном присутствии. В случае если в составе судебного присутствия находится судья, состоящий в гражданстве одной стороны, любая другая сторона может избрать для участия в заседании в качестве судьи ad hoc по данному делу лицо по своему выбору.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary