Организация системы социальной защиты населения рф

Организация системы социальной защиты населения рф

В данной статье была выделена проблема, связанная с организационной системой социальной защиты населения Российской Федерации. Представлены формы социального обеспечения и подробно рассмотрены. Также, в данной статье мы коснулись путей предоставления социальной помощи гражданам Российской Федерации.

 

Авторы публикации

Рубрика

Социология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Поделиться

В данный момент, ситуация, связанная с организационной системой социальной защиты населения Российской Федерации, является очень актуальной, потому как данная система выступает элементом совершенствования качества жизни отдельных категорий населения (пожилых, инвалидов и маломобильных групп населения, семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей и др.). В свою очередь, система социальной защиты населения Российской Федерации ориентирована на улучшение качества жизни и уровня материального благосостояния населения путем предоставления им социальной помощи и поддержки.

Сегодня, социальная защита включает в себя три основные формы, которые представляют: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь.

«Социальное обеспечение представляет собой организованную государством форму помощи для утверждённого круга лиц, которая оказывается при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан».

Социальное обеспечение может включить в себя: выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определённых общественных рисков, которые могут быть связаны с невыполнимостью гражданами собственными силами гарантировать себе и нетрудоспособным членам своей семьи обеспечение необходимыми средствами для жизнедеятельности.

«В Конституции Российской Федерации закреплено право на социальное обеспечение, которое связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека».

Право на социальное обеспечение, в первую очередь, может означать обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые по причине нетрудоспособности или иных независящих от них причин не имеют достаточных средств к существованию.

Конституцией выделяются формы социального обеспечения, которые включают в себя государственные пенсии и социальные пособия, а также иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

Второй формой социальной помощи выступает социальное страхование, оно представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются (Рис.1):

Рис.1 Отдельные виды обязательного социального страхования.

«Фонд социального страхования также финансирует некоторые виды деятельности, направленные на реабилитацию застрахованных лиц и предупреждение временной нетрудоспособности и профессиональных заболеваний: санаторно-курортное лечение и реабилитацию работников после стационарного лечения в соответствии с перечнем заболеваний; постановку на медицинский учёт женщин в ранние сроки беременности; восстановление здоровья детей работников в детских летних оздоровительных лагерях; начальную физическую подготовку детей в детско-юношеских спортивных школах».

За счёт средств федерального бюджета фонд социального страхования обеспечивает финансирование отдельными пособиями и иными обязательствами государства, а конкретно: приобретение и выдачу путёвок на санаторно-курортное лечение ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны; участникам ликвидации последствий радиационных катастроф.

К третьей форме социальной защиты относится социальная помощь, которая может быть представлена финансированием потребностей отдельных индивидов или категорий населения, которые не имеют других источников существования. Вид данной помощи носит адресный характер и может быть выделен, после проведения проверок, лишь нуждающемуся лицу, которое рассчитывает на ее получение.

Социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.). Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.

В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь (Рис. 2).

pastedGraphic_1.png

Рис.2 Структура социальной помощи.

Социальная помощь также может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.

Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты), в то время как стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.

В свою очередь, система социальной защиты включает действие бюджетных и внебюджетных фондов на федеральном, региональном и местном уровнях.

Государственные внебюджетные фонды, обеспечивающие социальную защиту в РФ:

  • Пенсионный фонд Российской Федерации
  • Фонд социального страхования Российской Федерации
  • Фонд обязательного медицинского страхования.

К средствам государства для создания социальной защиты можно отнести (Рис.3):

Рис. 3 Государственные средства для создания социальной защиты.

В настоящее время в России ведущей проблемой государственной социальной поддержки населения выступает отсутствие единого Федерального закона, который имел возможность бы всецело регулировать государственную поддержку семей Российской Федерации. В данный момент существует только проект Федерального закона: «Об основах государственной поддержки семьи в Российской Федерации», который устанавливает правовые основы государственной помощи семьям, определяет цели, принципы и приоритеты государственной поддержки семьи как актуального направления государственной социальной политики.

Еще одной важной проблемой является ситуация, связанная с пенсионной системой. Дело в том, что наше государство предпринимает определенный спектр мер, которые могут улучшить материальное положение пенсионеров, семей с детьми, безработных и инвалидов, но при этом все также сохраняется ряд проблем. В свою очередь, предлагаются пути по развитию пенсионной системы ввиду отмены обязательных пенсионных накоплений, перехода на добровольные накопления, которые будет стимулировать государство. Решение этих проблем находится в зависимости не только от состояния экономики государства, но и от новой концепции пенсионного обеспечения.

Также выделяется проблема, касающаяся предложения общественной помощи людям, которые оказались в трудных жизненных условиях. К данной категории людей можно отнести бездомных, беженцев, мигрантов и переселенцев. Главный путь решения данной проблемы, это организация органами социальной защиты с прочими приближенными к данной проблеме службами выделение домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц, это нужно для помощи людям, оказавшимся в экстренной ситуации.

Правительством Российской Федерации выделяются меры по повышению эффективности социальной помощи населению, к ним можно отнести:

«1. Оказание семьям с детьми интенсивную поддержку. Например, материнский капитал, который стал важным инструментом социальной политики. Правительство расширило сферы его применения и продлевает сроки реализации этой программы.

2. Продолжение выплат ежемесячных пособий многодетным семьям, включая дотации на жилищно-коммунальные услуги.

3. Ликвидация очереди на земельные участки для многодетных семей или предоставление им жилья.

4. Выработка комплексной программы помощи пожилым людям. Такая программа будет направлена на получение адекватной медицинской помощи. Необходимо обновить систему поддержки людей пожилого возраста, которая должна соответствовать запросам современного общества.

5. Модернизация системы здравоохранения, поскольку уровень ее развития определяет качество жизни любого гражданина. Данная задача достаточно сложна в исполнении. Как минимум это связано с большими затратами.».

Таким образом, подводя итоги всему вышесказанному, мы можем сделать вывод о том, что социальная защита – это многоуровневая система экономических, правовых, организационных, медико-социальных, педагогических, психологических и других мер, направленных на реализацию прав и свобод личности в области социального обеспечения, гарантированность не только выживания, но и достаточного уровня и качества жизни, которая предоставляется государством нуждающимся.

Список литературы

  1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) ст.39.
  2. Социальная защита. URL: https://www.audit-it.ru/terms/trud/sotsialnaya_zashchita.html (дата обращения 03.12.2021)
  3. Дмитриев М.Э. Социальное обеспечение и социальное страхование населения. М., 2019. С.116.
  4. Социальное обеспечение и социальная помощь. URL: http://adept.srcc.msu.ru/adept/urov_blag/method/method_011.htm (дата обращения 03.12.2021)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary