Теория несовершенной конкуренции

Теория несовершенной конкуренции

В современных условиях любой реальный рынок практически в той или иной степени монополизирован - это не полностью конкурентный рынок и не чисто монополистический рынок, это рынок несовершенной конкуренции. Под несовершенной конкуренцией понимается рынок, на котором не выполняется хотя бы одно из условий чистой конкуренции. На большинстве реальных рынков подавляющее большинство товаров предлагается ограниченным числом фирм, которые, занимая доминирующее положение на рынке, могут влиять на условия продажи товаров и, прежде всего, на цены. Необходимость изучения рынка несовершенной конкуренции объясняется тем, что довольно большой объем экономической деятельности, даже в странах с устоявшейся системой рыночной экономики, ведется в условиях, близких к чистой монополии. Эта проблема еще более актуальна для современной российской экономики. До сих пор остается слабо изученным ряд проблем, среди которых немаловажное значение имеет проблема несовершенной конкуренции в условиях глобализации. Таким образом, все вышесказанное не вызывает сомнений в актуальности темы.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Поделиться

Конкуренция является неотъемлемой частью рыночной экономики. Рынок обеспечивает: наилучшую координацию планов производителей и потребителей, наиболее выгодное использование ресурсов, распределение доходов от производства в соответствии с достигнутыми результатами [3].

Это возможно только тогда, когда производители конкурируют друг с другом. Практика показывает, что рынок и конкуренция являются основными механизмами развития современной экономики.

Теория конкуренции и представления о ее роли в регулировании рыночных цен и рыночных отношений зародились несколько сотен лет назад в рамках классической политической экономии. Адам Смит был первым, кто сформулировал ключевую роль конкуренции как механизма автоматического регулирования цен на свободных рынках. Он назвал конкуренцию “невидимой рукой”, которая заставляет рыночных продавцов устанавливать цены на товары в соответствии с уровнем спроса на них со стороны покупателей, так что высококонкурентный рынок сам формирует равновесную цену спроса и предложения, известную как равновесная цена.

Впоследствии понятие конкуренции значительно расширилось и углубилось, в результате чего возникли различные виды конкуренции, отличающиеся, прежде всего, уровнем концентрации на рынке конкурирующих продавцов однородного товара. Общее понятие "конкуренция" было разделено на две разновидности: "совершенная конкуренция" и "несовершенная конкуренция".

Функции конкуренции: стимулирование, создание механизма выбора наиболее эффективных решений, стратификация или дифференциация товаров производителей. В целом его можно охарактеризовать как двигатель социального прогресса.

Опыт индустриальных стран подтверждает, что развитие конкуренции между отечественными компаниями на внутреннем рынке - лучший способ вырастить достойные, конкурентоспособные компании для внешних рынков [1].

Совершенная (чистая) конкуренция - это модель рынка, отвечающая ряду требований: огромное количество продавцов (полиполия) и покупателей с ничтожно малой рыночной квотой каждого хозяйствующего субъекта; абсолютная прозрачность рынка, невозможность какого-либо отдельного субъекта влиять на решения других, полная мобильность.

Признаки совершенной конкуренции: на рынке много мелких фирм, производятся только однородные продукты, нет трудностей при входе и выходе с рынка, имеется равный доступ ко всем видам информации, ни одна фирма не способна существенно повлиять на рыночную цену, кривая спроса идеального конкурента горизонтальна.

Робинсон анализирует новые формы конкуренции: ценовое лидерство, затраты плюс, соглашения между поставщиками и производителями, государственные ограничения на цены и продажи. "Ценовая дискриминация" осуществляется путем разделения товарного рынка на сегменты с разным уровнем цен для разных категорий потребителей. Используя множество цен, фирмы-монополисты могут увеличить объем производства и увеличить доходы. Цены становятся источником монопольной прибыли.

В условиях олигополистической монополии может возникнуть жесткая конкуренция, но возможны и соглашения. Основными формами соглашений являются картели, члены которых открыто договариваются по определенным вопросам (цены, объемы продаж, рынки сбыта и т.д.), и концерны - объединения предприятий в разных, но взаимосвязанных отраслях [2].

Наивысшим уровнем несовершенства является чистая монополия, когда вся отрасль состоит из одной фирмы, то есть понятия “фирма” и “отрасль” количественно одинаковы. В масштабах страны такая ситуация встречается крайне редко, но в масштабах небольшого города или региона такая ситуация вполне реальна и даже типична: в городе может функционировать одна железная дорога, один аэропорт, один банк, одна электростанция и т.д.

Высшей формой несовершенства является монопсония, когда на рынке есть только один покупатель.

Развитие и поддержка конкуренции сегодня стали одним из ключевых направлений экономической политики. Однако известно, что в экономике существуют отрасли, где конкуренция невозможна или неэффективна по объективным причинам (сферы естественной монополии). Естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке более эффективно при отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства. Эта эффективность выражается в значительном снижении производственных затрат на единицу товара по мере увеличения объема производства. Более того, товары, произведенные субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.

Одним из важнейших условий существования рынка является конкуренция, которая представляет собой соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия и результаты производства, купли-продажи.

Конкуренция мощно стимулирует экономическую активность, прогрессивные инновации, рационализацию производства и снижение издержек, "отбрасывая" убыточные предприятия и тем самым повышая уровень экономической эффективности.

Благодаря этому для всех партнеров и потребителей создается огромное разнообразие товаров и богатые возможности для выбора, цены на одни и те же товары от разных производителей выравниваются и в целом снижаются [4].

Список литературы

  1. Борисов Е. Ф., Экономическая теория: Учебник / Е. Ф. Борисов.- М.: Высшее образование, 2008.- 400с.
  2. Ивашковский С. Н. Микроэкономика: учебник / С. Н. Ивашковский. Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации. – М.: Дело, 2002. – 416 с.
  3. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. М.: Прогресс, 2005. – 401с.
  4. Салихов Б. В., Экономическая теория / Б. В. Салихов.- М.: Дашков и К0 , 2007.- 724с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary