Отголоски классической вокальной школы бельканто в современной рок-музыке россии и италии

Отголоски классической вокальной школы бельканто в современной рок-музыке россии и италии

В данной статье рассматриваются структурные и концептуальные элементы музыкального творчества современных итальянских и российских исполнителей. В основу сравнения легли мелодика и поэтика текста песен групп «Ария» и «Rhapsody». В результате исследования были выявлены специфические черты, отсылающие к идеям традиционной итальянской вокальной школы.

Авторы публикации

Рубрика

Музыка

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 3 (48), Январь ‘22

Поделиться

Современная концепция обучения вокальному искусству принципиально отличается от исторически сложившейся традиционной методики музыкального образования. Под влиянием беспрерывного технического, социального и культурного прогресса сменяются фундаментальные парадигмы осознания сольного пения и педагогического подхода. Эти изменения охватывают весь мир, а особенно ярко выражаются в странах, которые являлись основоположниками классической вокальной школы.

В данном исследовании были подробно изучены аспекты методики и практического использования традиционных вокальных приемов и развития музыкальных исполнительских жанров России и Италии. Эти страны по праву являются создателями ведущих вокальных школ и на протяжении многих столетий масштабировали культурное знание по всему миру. В современности мы можем отследить лишь отголоски традиционного подхода к вокальному искусству и его значительную трансформацию в беспрерывном потоке смены культурных приоритетов.

Изменения в восприятии искусства связаны с противоречивыми процессами, охватывающими все общество. Выделим основополагающие движущие силы культурного прогресса:

  1. Историко-политические изменения: Демократизация и либерализация, приходящие на смену монархическим и тоталитарным настроениям XIX-XX веков.
  2. Социально-культурные изменения: Развитие постмодернизма в XX веке и его главенство над культурой в настоящее время.
  3. Технический прогресс: Распространение информационных технологий, появление отдельной сферы «виртуальной» жизни в Интернет-эпоху XXI века.

Вышеперечисленные факторы приводят к новому пониманию искусства, смешению жанров, видов, стилей и форм. Размывается граница массового и элитарного искусства, строгость выразительности средств и следование определенным «эталонам» становится рудиментом современной культуры. Новый технологический подход к поиску и получению информации приводит к неконтролируемому увеличению потока неструктурированных и разнородных данных. Возможность получения самой разнообразной информации из открытых Интернет-источников без предварительного отбора и фильтрации на достоверность влияет не только на качество получаемого знания, но и на восприятие обществом этого явления. Данные, требующие точности, часто несут субъективный характер, а постоянное существование в потоке «индивидуального» и «бездоказательного» меняет само отношение социума к профессиональным и житейским аспектам.

Подобная ситуация наблюдается и в современной вокальной культуре. Музыкальные деятели больше не придерживаются концепции ограничений жанра и исполнительской техники. Эти рамки размываются, а на первый план выходит индивидуальность, проявление креативного мышления и попытка создания «прецедента» в искусстве.

Благодаря этому появляется множество новых музыкальных направлений, которые формируются в результате слияния традиционных воззрений вокальных школ и современной эстетики. Например, академический вокал и знаменитая техника Бельканто умело сочетаются в таких современных музыкальных стилях как: хип-хоп, электроника, блюз,  рок-н-ролл, поп и рок.

Одними из ярких представителей жанра симфоник-метал/пауэр-метал в Италии является группа Rhapsody - итальянская группа, исполняющая музыку в стиле симфоник-метал/пауэр-метал. Все альбомы Rhapsody являются концептуальными рок-операми со сквозным сюжетом, рассказывающими историю волшебной страны Алгалорд. Вдохновителями творчества современного коллектива стали композиторы классической школы: Паганини, Бах, Вивальди. Гитара в произведениях имитирует скрипку, что подчеркивает слияние традиционного звучания с помощью современных методов. В аранжировках музыканты используют как клавишные, так и флейты, скрипки, виолончели, записываются с симфоническими оркестрами. От прогрессивного метала группа позаимствовала активное использование классических инструментов, большую длину композиций, концептуальность и, в поздних альбомах, сложный ритмический рисунок.

Тенденция к слиянию академического вокала и современных музыкальных стилей отразилась и на российской сцене. Мировую известность обрела группа «Ария», благодаря гармоничному смешению стиля хэви-метал и использованию приемов классической техники в вокале Валерия Кипелова.

Поэтика лирики песен группы «Ария» также берет вдохновение из эпических произведений. Например, в композиции «Крещение огнем» ярко раскрывается военно-исторический сюжет в подчеркнуто героической и эпической манере. Выделяются также образы Древней Руси, которые представлены через батальные сцены («Баллада о древнерусском воине», 1987 год). Группа обращается и к сюжетам Древнего мира: в песнях «Прощай, Норфолк!» и «Кровь за кровь» художественный образ сражения бриттов и римлян, а также фигуру Понтия Пилата раскрывают понятия о Добре и Зле. Концепция исполнения эпических произведений в академической манере отсылает к традициям исполнения итальянских арий.

Само название российской хэви-метал группы подражает  итальянскому языку. Ария — вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты. Под арией может также подразумеваться музыкально-инструментальная пьеса певучего характера [5, с. 106].

Сравнивая итальянских и российских представителей «гибридного» жанра, можно выделить ряд концептуальных и стилистических особенностей, которые объединяют исполнителей двух европейских стран в одном музыкальном пространстве.

Вокальная техника школы bell canto: В основе формирования индивидуального звучания голоса каждого из вокалистов заложена традиционная техника итальянской школы. Особенности артикуляции, дыхания «на опоре» и резонансного пения отчетливо слышны в вокале обоих исполнителей.

Стоит также отметить стилистическое сходство с bell canto. Вне зависимости от эмоциональной напряженности композиции и передачи настроения в тексте, произведения исполняются «нараспев», сохраняя традиционные принципы итальянского стиля.

Инструментальное подражание: Гитарные партии музыкантов полностью соответствуют специфике исполняемых стилей (симфоник-метал и хэви-метал). Но при этом солирующие партии и сама техника гитаристов отсылает к оркестровому звучанию классической музыка, где скрипка выполняла главную роль в передачи смысла и эмоциональности в композиции.

Структура поэтики текста: Смешение эпического жанра и художественности ярко представлено в произведениях групп Ария и Rhapsody. Итальянские исполнители используют образы из мифологии и легенд мира фэнтези, в то время как текст песен группы Ария насыщен военными и историческими сюжетами. Эпический характер произведений, особенность структуры построения сюжетной линии, определенные художественные образы полностью соответствуют поэтике композиций классических итальянских произведений ХVII-ХVIII века.

Культурный диалог вокальных школ Италии и России продолжается и в настоящее время. Но отследить элементы взаимодействия становится все сложнее, так как единственно достоверным источником сохранения общих методик и концепций понимания музыкального искусства являются теоретические труды. В современном мире отголоски классического знания можно услышать в творчестве европейских исполнителей, музыкальное образование которых во многом опиралось на опыт прошлых поколений.

Список литературы

  1. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890. 524 с.
  2. Назаренко И. К. Искусство пения: очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: хрестоматия. 2-е изд. М.: Музыка, 1963. 624 с.
  3. Колесник А.С. [Электронный ресурс]: Фантастическая тематика в Российской хэви-метал музыке 1980-1990-х гг. / Колесник А.С. – Электронные данные. - Москва, 2019 – Режим доступа: , свободный
  4. Варламов А. Е. Полная школа пения. СПб. – М. – Краснодар: Планета музыки, 2008. 120 с.
  5. Гуляницка Н. С. Музыкальная композиция: модернизм, постмодернизм История, теория, практика / Н. С. Гуляницкая. – М. : Языки славян. культуры, 2014. – 367 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary