Деятельностный подход в реализации молодежной политики гуап

Деятельностный подход в реализации молодежной политики гуап

В статье представлен опыт Санкт-Петербургского государственного университета авиационного приборостроения в создании условий для активизации у обучающихся периода взросления на основе деятельностного подхода. Для открытия нового пространства наращивания возможностей проявления себя, многократного увеличения освоенных умений и навыков был создан стратегический проект «GoUP – твой опыт». Это попытка переосмысления личностного, профессионального и карьерного развития молодежи за рамками учебного процесса на основе агрегации образовательного опыта ГУАП и социальных партнеров в таких областях профессионального развития, как: построение карьерной траектории, современные навыки и профессии будущего, рынки НТИ и индустрии будущего, социальное предпринимательство и новая культурная география Санкт-Петербурга. Деятельность в рамках обозначенных направлений позволяет включить целевые группы в интересные и полезные практики на регулярной основе, обеспечить развитие профессиональных и личностных компетенций, формировать конструкты «взрослого поведения»: самостоятельности, ответственности, волевых навыков, способности к рефлексии.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 1 (46), январь ‘21

Поделиться

Студенческий возраст, классифицируется как поздняя юность, и завершает этап взросления и становления личности. С социально-психологической точки зрения от периода зрелого возраста, он отличается значительно. С одной стороны, в этот период активно развиваются процессы самосознания и профессионального самоопределения. С другой, в студенческом возрасте еще недостаточно сформированы мировоззрение, культура здорового образа жизни, soft skills, что проявляется в непоследовательности поведения на фоне разрушительных тенденций, обусловленных низвержением старых авторитетов и поиском новых кумиров (борются против всякой опеки, а в глубине души надеются на помощь взрослых) и т.д.

Д.И. Фельдштейн обозначил взросление как двуединый процесс социализации и индивидуализации и в семнадцать – восемнадцать лет на узловом, поворотном рубеже развития происходит реализация потребности студента, который желает определить собственное место в обществе, ищет признание [1, 2]. Этот рубеж предназначен для открытия нового пространства наращивания возможностей проявления себя, многократного увеличения освоенных умений и навыков. Развитие в этот период происходит как через присвоение социального опыта, норм и ценностей, так и через индивидуальное раскрытие своего «Я», через внутренние законы становления личности. Наряду с этим, в студенческом возрасте происходит «снятие» преобладающей учебной активности с одновременным открытием нового поля жизнедеятельности и началом развертывания профессиональной, самостоятельной деятельности, которая станет ведущей на следующей стадии и обеспечивает новое социальное пространство.

Необходимо отметить, что сопровождение периода взросления студента только в ходе учебных дисциплин недостаточно, так как для развития взрослых черт, качеств, способностей необходимы такие средства, методы и формы, которые лежат вне поля учебной деятельности и в аудиторных условиях не работают. Включение студента только в учебную деятельность – это по сути, продолжение школьного сценария, где все силы направлены на подготовку в ЕГЭ, фактически исключает необходимость в проявления взрослого поведения. А если нет в этом необходимости, то и ценность взрослого поведения, и смысл его предъявления пропадают.

Формирование конструктов взрослого поведения: самостоятельности, ответственности, волевого поведения, способности к рефлексии наиболее эффективно происходит в процессе внеучебной деятельности, когда студенты активно взаимодействуют друг с другом и со значимыми профессионалами. В этом случае личностное пространство способно фильтровать, а затем и интериоризовывать (пропускать извне вовнутрь) различные виды влияний внешней среды (педагогических, социальных, техногеных и пр.).

Необходимость формирования взрослых качеств современного студенчества требует создания в вузе такой среды, которая позволит прожить в настоящем, «взрослую» жизнь с её ролями, ответственностью, преодолением препятствий, со всеми сложностями коммуникации между участниками. Именно в продуктивной и длительной во времени деятельности, при условии приложения физических, волевых, эмоциональных, интеллектуальных усилий, участники приходят к определенному результату в виде личностных изменений. В процессе такой деятельности формируются воля, самостоятельность и ответственность за выполняемое дело, то есть, истинное взросление происходит только тогда, когда человек преодолевает жизненные препятствия. Но если нет деятельности, то нет и препятствий, которые необходимо преодолевать, соответственно нет взросления.

Молодежная политика государственного университета авиационного приборостроения (далее – ГУАП) направлена на создание условий для осуществления разнонаправленной деятельности с целью воспитания гармоничной, эрудированной личности с развитым критическим мышлением, обладающей профессиональными знаниями и нравственным стержнем. В связи с этим - один из целевых показателей реализации молодежной политики - 100% вовлечение студентов к 2030 году во внеучебную деятельность, что подчеркивает значимость деятельностного подхода.

Для достижения этой цели университет встраивается в повестку молодежной политики Санкт-Петербурга, опирается на тенденции развития страны, ориентируется на реализуемые в стране национальные проекты, в том числе.

В рамках национального проекта «Образование» реализуя федеральные проекты «Успех каждого ребенка» и «Молодые профессионалы», а также «Целевую модель наставничества» студенты ГУАП имеют возможность выступать в качестве наставников в образовательных учреждениях города, центрах дополнительного образования детей и поддержки талантливой молодежи. Реализуя федеральный проект «Социальная активность» в вузе ведется активная волонтерская деятельность: в ГУАП функционирует волонтерский отряд «ЭВОлюция», члены которого принимают участие в организации и сопровождении мероприятий различного уровня: от вузовского до всероссийского. Благодаря федеральному проекту «Социальные лифты для каждого» студенты сегодня имеют возможность участвовать в различных профессиональных конкурсах, способствующих карьерному росту, воплощению бизнес-идей и социальных инициатив в жизнь, например, всероссийский студенческий конкурс «Твой ход», конкурс «Цифровой прорыв 2021» и другие. Не остается в стороне и воспитательная работа патриотической направленности в школах и колледжах в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание». Так, в настоящее время студенты ГУАП активно взаимодействуют с Всероссийским детско-юношеских военно-патриотическим общественным движением «ЮНАРМИЯ».

Для достижения поставленной цели университет продолжит интеграцию собственных мероприятий с федеральными платформами LeaderID.ru и Добро.ру. Такое взаимодействие способствует приобщению студентов к федеральным экосистемам национальной технологической инициативы, развития волонтерства и гражданской активности.

К числу вузовских проектов, создающих условия для активизации взросления студенческой молодежи, способствующих достижению максимальных результатов в воспитании высококвалифицированных специалистов и формировании у обучающихся профессионального самосознания, можно отнести следующие:

Региональный проект «ГУАП - городу». Это программа, реализуемая в формате открытого лектория, позволяющая жителям и гостям Санкт-Петербурга познакомиться с городом и университетом посредством организованных студентами специальных мероприятий научно-популярной, культурно-просветительской и историко-патриотической направленности. В рамках бесед, лекций, выставок и мастер-классов сотрудники и студенты ГУАП, приглашенные эксперты обсуждают текущее состояние и актуальные вопросы жизни региона, знакомят гостей с историей вуза, города и страны в целом.

Программа «Молодой ученый». Мероприятия данной программы позволят популяризировать научно-исследовательскую деятельность обучающихся с первого курса. Популяризация науки и привлечение внимания к успешно реализуемым проектам позволяет представителям студенческой молодежи сделать выбор в пользу наиболее приоритетных направлений, осознать важность симбиоза фундаментальных и прикладных отраслей, понять, где молодые ученые могут реализовать свои идеи и проекты.

Общественная организация «Ассоциация выпускников ЛИАП –ГУАП». Данная структурная единица вуза создает широкие возможности для сотрудничества обучающихся и выпускников. Расширение численного состава Ассоциации позволяет проводить рабочие встречи и совместные мероприятия в рамках учебного процесса, научно-исследовательской деятельности, а также производственной практики. Выпускники смогут пройти переподготовку, воспользоваться карьерным проектированием и льготными программами.

Стратегический проект «GoUP – твой опыт» — это попытка переосмысления личностного, профессионального и карьерного развития молодежи за рамками учебного процесса на основе агрегации образовательного опыта ГУАП и социальных партнеров на собственной платформе, предоставляя целевой аудитории доступ к выверенному контенту.

Целевая аудитория стратегического проекта: школьники Санкт-Петербурга, обучающиеся ГУАП и других образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, сотрудники и выпускники ГУАП, молодые специалисты (1–3 года после выпуска), работодатели.

Вуз обладает развитой системой внеучебной деятельности, устойчивыми партнерскими связями с федеральными проектами (WorldSkills, НТИ, Добро.ру) и доступом к целевой аудитории в размере более 12000 человек. Кроме онлайн-материалов партнеров и ГУАП, платформа также предоставляет доступ к очным образовательным программам и мероприятиям, которые будут проводиться на базе кампуса ГУАП («Точка кипения – Санкт-Петербург. ГУАП», Инфраструктура Инженерной школы ГУАП, Лаборатория VR/AR, поселок Тярлево и другие).

Программы мероприятий для каждой целевой группы различны.

Для школьников реализуются по четырем направлениям перспективной специализации ГУАП: аэрокосмический инжиниринг, киберфизические системы, цифровые технологии и искусственный интеллект, исследования будущего, а именно: Try-a-skill – мастер-классы, направленные на знакомство школьников с профессиональной деятельностью в новых высокотехнологичных индустриях; Develop-a-skill – программы из двух и более тематически связанных образовательных мероприятий, направленных на развитие у школьников навыков, которыми должны владеть специалисты, работающие в новых высокотехнологичных индустриях; Show-a-skill – конкурсы для школьников, желающих продемонстрировать свой уровень владения знаниями и навыками и сравнить себя с другими; олимпиады НТИ для школьников, проекты «Практики будущего» и «Билет в будущее».

Для обучающихся ГУАП и других вузов и колледжей предусмотрено участие в деятельности студенческих сообществ и программ: волонтерские и добровольческие сообщества (социальное, событийное и эко-волонтерство), Welcome-центр, сообщество «Спутник студента» – помощь в адаптации первокурсников со стороны обучающихся старших курсов; творческие студии (КВН, МузГУАП, техническая, танцевальная, театральная и т. д.); сообщества по развитию функциональных навыков (разговорный клуб английского языка, Энергетический клуб); сообщества развития практики (фотостудия, видеостудия, Радио ГУАП, открытая лаборатория «Инженерный гараж»); сообщества развития компетенций и навыков будущего (соответствуют обширному спектру компетенций World Skills/ Future Skills, развиваемых ГУАП и состоят не только из студентов, но и из ППС); программы по развитию Soft Skills; образовательные интенсивы, результатом которых являются конкурсы проектов на получение внутренних грантов университета «Инновации для развития ГУАП»; сопровождение обучающихся, принимающих участие в федеральных проектах: «Твой ход», «Цифровой прорыв» и др.

Программы для выпускников ГУАП включают как отдельные мероприятия, так и программы сопровождения: мероприятия HR-клуба; неформальные мероприятия в рамках Ассоциации выпускников, например, встречи «Из первых уст: сторителлинг о работе и карьере», «Секрет успеха» и др.; программы практик и стажировок в компаниях и организациях Санкт-Петербурга, РФ и других стран; программы сопровождения трудоустройства (обучение работе с платформами типа hh.ru, superjob.ru и другими, сопровождение в составлении и рассылке резюме, тренинги по прохождению собеседований и др.); программы сопровождения начального этапа профессиональной деятельности.

Эффектами реализации стратегического проекта «GoUP – твой опыт» являются: реализация «третьей миссии университета» за счет проведения мероприятий, ориентированных на развитие молодых в STEM-дисциплинах в соответствии с национальной повесткой развития; выявление и привлечение в качестве потенциальных абитуриентов вуза талантливых школьников; выявление и привлечение в качестве потенциальных студентов, магистрантов, аспирантов инициативных обучающихся из других образовательных учреждений; расширение числа социальных партнеров ГУАП, создание консорциума для содействия реализации образовательной политики вуза в инженерных, научно-исследовательских и предпринимательских треках; рост востребованности выпускников ГУАП у работодателей; создание базы данных лучших практик выявления проблем и запросов студенческой молодежи, вовлечения в профессиональную деятельность, методических рекомендаций по реализации проекта «GoUP – твой опыт» для его диссеминации; рост репутации ГУАП, продвижение вуза в рейтингах на основе конвертации опыта в публикациях, научных исследованиях, грантовых проектах, социальных партнерствах и т.п.

Таким образом, реализуя проект «GoUP – твой опыт» на основе деятельностного подхода создается ситуация активизации взросления студенческой молодежи. Опыт ГУАП и его партнеров в таких областях профессионального развития, как: построение карьерной траектории, современные навыки и профессии будущего, рынки НТИ и индустрии будущего, социальное предпринимательство и новая культурная география Санкт-Петербурга позволяет включить целевые группы в интересные и полезные профессиональные практики на регулярной основе. Положительный отклик участников описанных проектов, их включенность в организацию мероприятий, трансляция полученного опыта в формате наставничества «студент – ученик», «студент - студент», рост активности в профессиональном конкурсном движении, проектной и исследовательской деятельности свидетельствуют о правильности выбранной стратегии молодежной политики ГУАП.

Список литературы

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Издание 2-е, стереотипное. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» 1997. — 351 с.
  2. Фельдштейн Д.И. Психология становления личности - М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 190 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary