Исторические аспекты развития государственности тувы

Исторические аспекты развития государственности тувы

В данной статье исследуются вопросы исторического развития права на территории Тувы до создания ею своей государственности в 1921 г., а также влияние законодательства соседних государств, а именно Цинской империи на формирование права Тувы.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (45), декабрь ‘21

Поделиться

Писатель М. Сааведра говорил, что «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего.»[1]. Поэтому любое явление, как природы, так и общества имеет свои корни, уходящие в далёкую древность. Исключением также не является и развитие государственности Республики Тыва, имеющая свои национальные особенности.

В своём историческом развитии племена, населявшие Туву ещё в древности, были тесно связаны с окружающим миром. Особенно велики были культурные контакты жителей горностепных её территорий с Центральной Азией, а горно-таежных районов с Южной Сибирью[2].

         Тувинский народ с древнейших времён до начала XX века вёл кочевой образ жизни. За свою многовековую историю народы, заселявшие территорию Тувы, входили в состав тех или иных более сильных соседей. Поэтому можно утверждать, что Тува вобрала в себя черты различных этнических групп, вследствие чего такое соседство повлияло на формирование и развитие её права.

Тувинские племена в XVII и первой половине XVIII века кочевали на большой территории в горных районах Русского и Монгольского Алтая, в Западных и Восточных Саянах, в Танну-Ола и Онну-Ола. На севере тувинские племена появлялись в Минусинской котловине и в бассейне верхнего течения р. Оби. На юге их кочевья достигали верховьев р. Урунги и Черного Иртыша1. На восток они простирались от Алтая до оз. Хубсугула (Косогола), а на западе до Иртыша. Верхний Иртыш, в частности его правобережье, вплоть до впадения в него р. Бухтармы, включая Русский Западный Алтай, входил в ареал их кочевий.

Во второй половине XVI века тувинские племена были еще относительно свободны, жили компактно и кочевали под главенством своего князя Маджака. К концу того же века они оказались под властью династии Алтын- ханов, потомков халхаских князей, господствовавших в Северной Монголии и считавших себя наследственными владетелями хотогойтов и тувинцев- урянхайцев.

В первые десятилетия XVII века на власть и на обложение данью тувинцев стали претендовать различные западно-монгольские, или ойратские, феодалы, стремившиеся к созданию собственного государства и весьма активизировавшиеся в политической жизни восточной части Центральной Азии. В 1635 году они создали государство западных монголов, известное в истории под названием Джунгарского ханства. В процессе создания государства западные монгольские феодалы вступили в длительную и непримиримую вражду с Алтын- ханами. Такая обстановка крайне тяжело отражалась на положении тувинских племен, которые зачастую переходили из рук в руки борющихся феодалов и порой оказывались даже в двойной зависимости. Тувинские правители, в зависимости от ранга, носили на шапках знаки отличия в виде драгоценных камней различных цветов, из которых наивысшему рангу соответствовал красный камень, за ним шел синий и т. д. В обязанность тувинских правителей входил сбор натурального налога в пользу императора Китая или джунгарского хана[3]. Налог-ясак взимался пушниной: соболями, белками, лисицами, рысями. Собранную по тувинским хошунам пушнину доставляли вьючным способом в Улясутай, где жил представитель, китайского императора. Ведению хошунных управителей подлежал также судебный разбор бытовых дел. Виновных, особенно в воровстве, наказывали сразу же по вынесению судебного приговора.

В древние времена тувинцы делились на роды. Роды, соединившись вместе, образовывали отдельные общины, которые управлялись старшинами, как правило, старшинами являлись шаманы. Иной власти урянхайцы над собой не знали.

Общественные отношения у тувинцев регулировались обычаями, традициями, имеющими силу закона. Общественные отношения строились в соответствии с нормами обычного права, традициями и культурой тувинских племён и родов. Обычаи и традиции служили основой регулирования социально-политических отношений в кочевом обществе.

В конце XVI века предки современных тувинцев именовались урянхайцами.

Современное название тувинского народа «тыва», «тыва кижи» упоминается в летописях Суйской (581 — 618) и Танской (618 — 907) династий Кита в форме «дубо», «тубо», «тупо» применительно к некоторым племенам, обитавшим в верховьях Енисея и в окрестностях оз. Хубсугул.

С XVII в., главным образом, в XVIII — первой половине XIX в. этно- ним «тувинцы» в значении самоназвания тувинского сформировавшегося этноса утвердился за всем населением Тувы.

В раннем периоде вхождения Тувы в состав различных государств и ханств общественные отношения строились в соответствии с нормами обычного права, традициями и культурой тувинских племён и родов. Обычаи и традиции служили основой регулирования социально-политических отношений в кочевом обществе. Речь идёт о традиционных правовых нормах, объединяемых термином «тору» (на тувинском языке «дурум» — «обычай, правило»)[4]. Так его трактуют средневековые и современные источники. Однако данное понятие употребляется и в более широком смысле:

Нормы обычного права, совокупность неписанных регламентаций в различных областях социальной и бытовой жизни кочевников, обозначение власти и управления государством.

Слово «тору» многократно встречается в рунических надписях на памятниках и каменных изваяниях на территории Монголии, Тувы, Хакасии, Алтая и Средней Азии. Под термином «тору» («дурум») имелся в виду свод правил внутриулусных и межулусных отношений, который также регулировал взаимоотношения глав улусов, ханов и подданных, иерархические степени старшинства и ритуал введения в различные должности. Система обычного права, созданная и подкрепленная многовековым опытом кочевых народов, даже будучи обличенной в форму фольклорных повествований, воспринималась не только как пример своим правителям, но и как непреложный закон или правила, завещанные предками[5].

Блюстителями родовых обычаев являлись пожилые и наиболее уважаемые представители рода. Исполнение их предложений и советов было обязательным для всех членов коллектива. Случалось, что в отношениях нарушались нормы родового общежития, тогда к нарушителям применялись меры коллективного воздействия. Провинившегося били палками и изгоняли из рода, он не имел больше права показываться не только на реке, где жил его род, но и на двух соседних.

После покорения Цинской империей Урянхайского края цинская династия ввела над покорённым урянхайским населением жестокий военно-административный режим. На тувинцев распространялись законы Китайской империи, изданные для порабощённой Монголии и Тувы под общим названием «Уложение палаты внешних сношений» (далее — Уложение). Данное уложение действовало на территории Тувы с 1818 по 1911 годы.

Упомянутым сводом законов трудящиеся тувинцы были поставлены в крепостную зависимость от династии. Уложение предусматривало зверские телесные наказания аратов. Наиболее тяжко каралось бегство из своего хошуна за границу, особенно в Россию. Эти законы, разработанные правительством Цинской династии Китая, посуществу превращали тувинцев в бесправных рабов. Уложение узаконило феодальную зависимость арата (трудящийся — прим. Авт.) от нойона (феодал — прим. Авт.). Оно давало последнему, практически неограниченные права над аратом, а тем самым законодательно закрепляло произвол и насилие феодалов над трудящимися. Аратам строго запрещалось жаловаться на своих господ — за подобную попытку арата наказывали ста ударами плетью или штрафами до девяти голов скота. Нойон мог убить арата и в худшем случае отделывался за это лишь небольшим штрафом. Убийство же нойона аратом наказывалось смертной казнью. Следовательно, можно сделать вывод, что в Туве в обязательном порядке требовалось исполнение норм законов Китая.

Непосредственно самой Тувой нормативные акты, имеющие силу закона, не разрабатывались, как-то делали Китай и Монголия, поскольку их законы имели высшую силу на территории подчинённого им народа. Об этом свидетельствует ряд таких документов, сохранённых в Центральном государственном архиве Республики Тыва, как Письмо Амбын-нойона о незаконных действиях чиновников Хемчик хошуна и о возвращении Урянхайцев из Алтая на Родину 1798 — 1819, Переписка Ухири-таа нойона Сунгар и с начальниками погранзастав по обследованию пограничных знаков и по установлению границ, 1798 — 1840, О переходе управления Тувы в руки китайских милитаристов, 1715 — 1912 и т. д.

Для стран Центральной Азии и Дальнего Востока 1911 год имел огромное значение. 1911 год, год Китайской революции, когда рухнул колосс на глиняных ногах — свергнута была Маньчжурская династия, долгие годы державшая в страхе подвластные народы. 1911 год освободил эти народы от вассальной зависимости Китая. В ответ на Китайскую революцию 1911 года вспыхивает революция в Монголии — из Урги, Улясутая и Кобдо изгоняются китайцы и верховная власть переходит к Богдо-гегену — «Многими Возведенному» (ноябрь 1911 — 1912 гг.). Тувинская страна в подчиненном Китаю положении также остается до 1912 г., когда революционная волна перекатывается в Урянхай, где тувинцы, образовав партизанские отряды, разгромили китайские торговые фирмы... Революция в Танну-Туве прошла бескровно, несомненно, потому, что китайцы никогда в Урянхае не имели ни вооруженной силы, ни администрации.

С 1914 года по 1917 год Тува находилась под протекторатом России, в результате которого она окончательно была освобождена от жёсткого гнёта Китая и Монголии. Таким образом, нашла своё развитие местная власть, а вместе с ней и правовая система Тувы.

Установление протектората положило начало оказанию официальной социально-экономической помощи Туве со стороны России.

Именно на основе протектората были созданы условия для формирования первого национального государства тувинцев в Центре Азии — Тувинской Народной Республики, которая впервые провозглашена как самостоятельное, независимое государство в Конституции Республики Танну-Тува улус 1921 г., принятой Всетувинским Учредительным Хуралом.

Подводя итоги, следует обратить внимание на огромное влияние в формировании права Тувы законодательства тех государств, под игом которых она находилась долгое время, что подтверждается также архивными документами, в том числе протоколом первого революционного съезда представителей от всех хошунов народов Танну-Тува, происходившего в местности Суг-Бажы с 13 августа 1921 г., согласно которому при принятии первой в истории Тувы Конституции возникали споры по поводу вопроса об оставлении в новом законе старых китайских норм о пытках при расследовании преступлений.

 

[1] Аюрова, Т. И. Афоризмы об истории. URL: https://iqirma.jimdofree.com/гениальное-просто/мудрые-высказывания-об-истории/

 

[2] Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия
сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Кызыл, 20-23 сентября 2018 г.). – Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. – 350 с.

[3] История Тувы (2001) : в 2 т. / под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука. 367 с

[4] Ондар Н. А. Конституционное развитие Республики Тыва (история и современность). Монография. Абакан: ГУП «Полиграфическое предприятие «Хакасия», 2009.

[5] Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах — тувинцах, о древностях Тувы [Текст]: в 7 т. Т. 6: Танну-Тувинская Народная Республика (1921 — 1944) / составитель С. К. Шойгу. — М.: Слово / Slovo, 2007.

Список литературы

  1. История Тувы: В 2 т. — Т.I. — 2-е изд., перераб. и доп. / Под общ. ред. С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. Новосибирск: Наука, 2001.
  2. Маннай-оол, М. Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса. Новосибирск: Наука, 2004.
  3. Ондар Н. А. Конституционное развитие Республики Тыва (история и современность). Монография. Абакан: ГУП «Полиграфическое предприятие «Хакасия», 2009.
  4. Сафьянов И. Г. Прошлое и настоящее сайотского народа // Сибирский архив. 1915. No 1.
  5. Урянхай. Тыва дептер. Антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об Урянхае — Танну-Туве, урянхайцах — тувинцах, о древностях Тувы [Текст]: в 7 т. Т. 6: Танну-Тувинская Народная Республика (1921 — 1944) / составитель С. К. Шойгу. — М.: Слово / Slovo, 2007.
  6. Центральноазиатские исторические чтения. Пространство культур: через призму единства и многообразия сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Кызыл, 20-23 сентября 2018 г.). – Кызыл: Изд-во ТувГУ, 2018. – 350 с.
  7. Аюрова, Т. И. Афоризмы об истории. URL: https://iqirma.jimdofree.com/гениальное-просто/мудрые-высказывания-об-истории/

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary