Восстановление речи пациента после инсульта

Восстановление речи пациента после инсульта

Рекомендовано медработникам, пациентам, логопедам взрослой поликлиничеcкой сети.

Рубрика

Медицина

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Дата публицакии 16.12.2021

Поделиться

Описание клинического случая.

 Пациент. М. 45 лет.

 Неврологический диагноз.: ОНМК В БЛСМА от 2019г. Правосторонний гемипарез.

Логопедический  диагноз:  Эфференто- моторная афазия  выраженной степени.

Правша. Водитель. Выписан из стационара города Ухта. Был осмотрен логопедом.Занятия не проводились из-за тяжелого соматического состояния.   В поликлинику поступил через два месяца после перенесенного ОНМК.

Первичный осмотр и дальнейшие занятия проводились амбулаторно.  НА момент осмотра пациент ходит самостоятельно. В сопровождении сестры. Понимает обращенную речь с отчуждением, близкую  в контексте. Жесты и мимика помогают не всегда. Спонтанная речь и диалогическая речь односложная, лексически обедненная. Частые паузы, персеверации. Встречаются литеральные парафазии. Интонационная окраска бедная. Автоматизированная речь доступна. Иногда требуется подсказка одного - двух звеньев речевой цепи. Отраженная речь грубо нарушена. Лучше сохраняется воспроизведение гласных звуков, хуже- согласных звуков , слогов и слов. Ошибки при повторении заключаются в грубой персеверации, упрощении структуры слов. Воспроизведение серий , составленных из тех же речевых единиц- отдельных гласных звуков, слогов, и слов- недоступно. Вместе с тем, иногда удается повторение коротких , простых предложений , что свидетельствует о том, что имитация осуществляется не только механически, но и с  осмыслением услышанного.Произносительны нарушения носят нарушения по типу орально- артикуляторной дисраксии по эфферентному  типу. В затруднениях в переключении серий букв. При попытках самостоятельного произношения отчетливо выступают затруднения в приступе к слову с редукцией или искажением произношения первого слога. Иногда возникает смазанность произношения части слова. Отмечаются также усилия , напряжения, запинки в речи. Жестами попытка описать слова, при перечислении автоматизированных рядов затруднений и искажений в артикуляции нет. Номинативная речь. Грубо нарушена. Чаще всего пациент  отказывался назвать предъявленное объект, либо дают неправильное обозначение. Типы ошибок те же, что при имитации, персеверации, редукция части слова, искажение , замены одних звуков другими.

 Понимание ситуативной речи нарушено при задании показать тот или другой объект или его изображение. . Осмысление сложных логико-грамматических конструкций грубо нарушается , особенно это относится к заданиям , требующим учета значения предлогов в короткой фразе, понимания инвертированных конструкций и отношений, выраженных флексиями. Объем рече- слуховой памяти снижен трема словами. Чтение слов и текста вслух отсутствует. Иногда сохраняется прочтение отдельных идеограмм или нескольких простых слов.

 Чтение про себя отсутствует. Возможно подкладывание подписей - наименований к предметным картинкам в ограниченном объеме. Письменные задания не выполняются.  Письмо самостоятельное и под диктовку отсутствует слов так и отдельных букв. Счетные операции нарушены.

Рабское копирование возможно с литеральными параграфиями.  

Глотание не нарушено. Движение надгортанника полное. Голос тихий. Модуляции снижены. Темп и ритм речи  нарушен.  Речевое дыхание короткое, плавное.

 Были поставлены долгосрочные цели в виде восстановления письма, чтения, счета, восстановления  переключения с одной артикулемы на другую,  с одного фрагмента слова на другое, Восстановление экспрессивного аграмматизма. Восстановление объема рече- слуховой памяти. Восстановление активного словаря. Восстановление двигательной мелодики слова и фразы.

Краткосрочные  цели:  восстановление графического образа букв, восстановление слияния слогов, восстановление акустического образа  буквы. Восстановление глобального чтения. Восстановление произнесения простого предложения из трех слов, из пяти с опорой на  ситуативную картинку. И подписи к картинкам.

 Логопедическая коррекция началась с налаживания контакта с больным в виде коротких визитов и доброжелательных бесед, тем самым опосредованно стимулируя  речь, получая расстормаживающий эффект. Реабилитационный потенциал определялся как низкий. Использовалась методика расстормаживания речи В.В. Оппель. Сопряженное пение знакомых песен, договаривание стихов, пословиц и поговорок, одного слова в жестком контексте значительно активизировали ситуативную речь больного. Использование прямых ассоциаций , по противопоставлению, по аналогии расширили монологическую речь больного, уменьшилось напряжение и количество персевераций, значительно уменьшился аграмматизм телеграфного стиля. Параллельно проводилось стимулирование глобального чтения и письма : раскладывание подписей под картинками, письмо наиболее привычных слов. Восстановился навык слияния слогов в простые слова. Значительно улучшилось понимание речи на слух.

 Через месяц после  начала занятий  соматическое состояние пациента улучшилось, он стал  ходить уверенней, по времени занятия увеличились с 30 минут до 1-2 часов в день по три- четыре  раза в неделю. Сопровождение сестры сохранялось в течение  полугода. Реабилитационный потенциал через полгода увеличился и занятия продолжались.Продолжалась коррекция расстройств произносительной стороны речи, с привличением внешних опор,с  подбором слов с индентичной звуко- ритмической структурой , делением  слов  на слоги, одновременно восстанавливая способность к звукобуквенному анализу состава слова, построения фразы. Появилась возможность читать короткие тексты , записывать простые слова. Проводилась работа по преодолению аграмматизма на формально- грамматическом уровне через улавливание грамматического искажение, восполнение в словах пропущенных грамматических элементов, составление фраз по сюжетным картинкам. Появился самоконтроль и коррекция ошибок. Успешно восстанавливаясь, пациент с удовольствием посещал занятия. Это дало расширить возможности реабилитации и продолжить коррекцию формирования развернутой речи.Восстановления смысловой структуры слова. Осмысления сложных логико- грамматических оборотов речи.

 В результате коррекционной работы, после 50 занятий  с логопедом  пациент мог активно участвовать в диалоге, стала доступной монологическая речь. Персеверации , аграмматизмы носят единичный характер, произносительные трудности возникают относительно редко, элементы отчуждения смысла обращенной речи носят эпизодический характер, как реакция на быструю смену контекста, либо эмоциональную нагрузку. Возможен пересказ текста с полным пониманием смысла слов.  Чтение восстановлено практически до нормы. В письменной речи сохраняются редкие парафазии. Пациент полностью  адаптирован на социально- бытовом уровне. Однако сохраняется недостаточность в области программирования развернутого речевого высказывания и его синтаксического оформления.  Для восстановления письма использовались вначале карандаш, для  написания отдельных элементов, начиная с  соединения простых точек и линий, переходя к копированию элементов букв. А затем, при уверенном написании карандашом, бралась ручка. Мышечные усилия  при написании прикладывались вновь, но уже на уровне буквы с пониманием ее акустического значения и стало  гораздо легче писать. Писать правой рукой пациенту было страшно.Восстановление движений в правой руке началось с первых дней занятий и карандаш и ручка были закручены  в толстый поролон, с учетом возможности захвата при слабом движении пальцев, начиная с толстого слоя , и уменьшая его по степени восстановления движений в пальцах руки. Все было придумано при пациенте с его одобрения и оставлено в кабинете для других пациентов. Письмо было восстановлено на уровне простого списывания с пониманием смысла написанного с редкими литеральными параграфиями через  два месяца занятий. Дальнейшая динамика письма отсутствовала. Все цели были достигнуты.

Список литературы

  1. ВИзель Т.Г. 1998г.. Как вернуть речь.
  2. Лурия А.Р. Высшие психические функции человека.
  3. Речевые Нарушения у взрослых и их преодоление. Большакова С.Е.2002г.
  4. Методы нейро - психологической диагностики. Л.И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Я. А. Меерсон, 1997г.
  5. Физиология сенсорных систем.Руководство. И.А. Вартанян.1999г.
  6. Е.Д.Хомская. Нейропсихология . 4 издание. 2007 г.
  7. Анатомия и физиология. Н.И. Федюкович.1998г.

Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary