Организация и проведение мастер-классов как особой формы профессионального обучения

Организация и проведение мастер-классов как особой формы профессионального обучения

Статья направлена на системную подготовку учителей, которая включает не только чтение лекций по предмету, но и ознакомление с методикой преподавания, проведение мастер-классов с начинающими учителями.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 42 (44), Декабрь ‘21

Поделиться

В последнее время в средствах массовой информации говорят о необходимости реформирования системы образования и повышения качества обучения в российских школах и сузах.

Прежде всего остается открытым вопрос о подготовке учителя. Как оказалось, курсы, организуемые для учителей – не решение проблемы. Мы пришли к выводу о необходимости более тщательной и системной подготовки учителя, включающей не только чтение лекций по предмету, но и ознакомление с методикой преподавания, проведение мастер-классов с начинающими учителями.

Мастер-класс – это особая форма профессионального обучения педагогов, обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику. Мастер-класс представляет собой профессиональные объединения преподавателей во гласе с педагогом мастером. В нем объединяются преподаватели, желающие получить полную информацию о позитивном опыте педагога-мастера и освоить предлагаемые методики и технологии, а также опирается на свои принципы.

С этой точки зрения мастер-класс отличается от других форм передачи опыта, тем, что в процессе его проведения идет непосредственное обсуждение и представление предлагаемого методического материала и поиск творческого решения педагогической проблемы как со стороны участников мастер-класса, так и со стороны мастера (под мастером мы подразумеваем педагога, ведущего мастер-класс).

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности.

Задачи мастер-класса: 

  • передача учителем-мастером своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности; 

совместная отработка методических подходов учителя-мастера и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы; 

  • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса;
  • оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

Народное изобразительное творчество, включающее живописные произведения на деревянных изделиях, имеет свидетельства о своем существовании еще во времена, уходящие в глубь тысячелетий.Сегодня профессиональное образование в сфере прикладного, народного искусства в нашем учебном заведении встроено в систему «поточного обучения», что следует расценивать неоднозначно. С одной стороны, это позволяет достаточно быстро покрывать потребности рынка; с другой стороны – «народная почва», вскормившая мастера – умельца от народа, остается за пределами учебного заведения и последствия этого не требуют разъяснений.

Необходимость подготовки будущих учителей, проявляющих творческие способности, вытекает не только из сущности современного научно-технического прогресса, но и из самой учительской профессии созидательной по своей природе. Изучая, таким образом, характер творческой активности студентов в процессе изобразительной деятельности, можно сказать, что эта активность определяется двумя зависящими друг от друга компонентами: творческим отношением студента к данному виду деятельности и результатом творческого процесса, возможного в продуктах деятельности. Успешное освоение знаний и навыков в процессе изучения декоративно-прикладного искусства и народных промыслов предполагает тесную организацию творческо-познавательного процесса, при котором учебный материал становится предметом основных действий каждого студента.

Исходя из опыта проведения занятий по декоративно-прикладному искусству и художественной обработке материалов, можно сказать что активность педагогов в процессе изобразительной деятельности определяется двумя компонентами: творческим отношением педагога-мастера к данному виду деятельности и результатом творческого процесса, возможного в продуктах деятельности. Успешное освоение знаний и навыков в процессе работы над кистевой росписью по дереву и ткани предполагает тесную организацию творческо-позновательного процесса, при котором учебный материал становится предметом основных действий каждого педагога.

В ходе разработки мастер-класса по художественной росписи материалов (дерево, ткань), мы руководствуемся учетом уровней активности студентов, которые прослеживаются в их действиях во время занятия.

  • репродуктивного подражания (самый низкий) предполагает освоение приемов по готовым заданиям предложенным педагогом. Одним словом учащийся воспроизводит изображения по готовому образцу не прилагая усилий к самостоятельному мышлению и творчеству. На этом уровне отсутствует интерес к получению глубоких знаний и навыков. Поэтому в данном случае мы применяем дифференцированные материалы с учетом степени сложности, т.е. таблицы и карточки с изображением отдельных элементов и мотивов росписей в упрощенном виде, образцы рисунков в виде линейного изображения и  шаблоны. 
  • поисково-исполнительской активности (высокий уровень) предполагает использование дополнительных источников знаний (лекции, проработка дополнительной литературы, изучение новых техник, взаимодействие с другими студентами группы и т.д.). однако здесь прослеживается ряд недостатков:  невысокое качество выполнения эскизов и образцов, недостаточно удачное построение композиции и т.д. Чтобы устранить пробелы в работе студентов на данном этапе работы, мы применяем карточки-образцы, карточки-схемы построения композиции, сводные таблицы ошибок, допускаемых учащимися при написании различных видов росписи.
  • творческой активности – это высший уровень, на который студенты выходят при выполнении итоговых творческих работ, опираясь на знания и умения полученные на занятиях и во время самостоятельной работы. Здесь подразумевается творческое решение задач и самостоятельного достижения поставленной цели. Итогом такой деятельности являются работы выполненные индивидуально. Здесь имеет место подчеркнуть участие студентов в выставках, просмотрах, конкурсах в рамках учебного заведения и региональном уровне.

Далее, нужно сказать о наиболее приемлемых методах и технологиях применяемых на занятиях изобразительного цикла, в частности по художественной росписи.

Из традиционных методов можно выделить:

  • иллюстративный – дает более полное представление о данном виде росписи. Это учебные плакаты, таблицы, методические пособия, в том числе виде презентаций. Приступая к изучению промыслов, большинство студентов впервые слышат об урало-сибирской росписи, пермогорской и др.  отсюда следует, что это наиболее приемлемый метод обучения на занятиях спецдисциплин.
  • репродуктивный  самый эффективный в освоении ремесла, т.к. студент осваивает приемы росписи по непосредственному «живому» показу упражнений и элементов росписи педагогом.
  • исследовательский – это выполнение студентами самостоятельного творческого задания, где предполагается самый высокий уровень творческого развития личности в этом направлении.

Любое проведение современного занятия немыслимо без современных технологий, которые также прослеживаются и применяются на этих дисциплинах.

1. Активное обучение — представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования как педагогических, так и организационно-управленческих средств. Целью активного обучения является организация активности обучаемых. Сущность технологии активного обучения заключается в моделировании предметного и социального содержания учебной деятельности. Реализуется данная технология с помощью различных принципов, методов активного обучения. 

2. Игровое обучение - обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений. Сущностью данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и усвоение учебной информации. Реализуется игровое обучение через игровые методы, вовлечение обучаемых в творческую деятельность. Внедрение информационно-коммуникационных технологий оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает лёгкость и удобство. Информатизация теоретических уроков - одно из требований времени. 

В завершении следует сказать, что ввиду специфики занятий по художественной обработке материалов, основой является освоение студентом ремесла, то есть непосредственно живого творчества посредством руки, кисти, глаза. И результатом всей деятельности таких занятий являются конечно же просмотры, выставки, итоговые просмотры с включением сценария в масштабе учебной мастерской, а так же оформительская деятельность в учебном заведении и за ее приделами. Все это результат совместного творчества преподавателей и студентов. 

Современный мастер-класс – понятие многогранное. Это и логика изложения, и разнообразие дидактического материала, и организация работы учащихся, и постоянные поиски форм и методов проведения, и техническое оснащение занятия. Сегодня в традиционную схему “учитель – ученик – учебник” вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – компьютерное обучение.

Исходя из опыта организации проведения мастер-класса, можно сделать вывод, что наиболее эффективными являются занятия по ХОМу и ДПИ в виде экскурсий, уроков-конкуров («Чудо салфетка», «Фантазийные эффекты в батике», «Стилизованные композиции в декоративной росписи ткани» для семинара практикума, в форме творческого практикума, декоративная роспись ткани), уроков-зачетов («Ярмарка мастеров», форма - игра), творческих мастерских и мастер–классов. Примером организации проведения является мастер-класс по урало-сибирской росписи с презентацией. В ходе его разработки, мы опирались на выше изложенные методы и технологии, применили их в данном случае.

В заключении, хотим подчеркнуть, что к большому сожалению в учебных стандартах нового поколения все меньше и меньше отводится места такого рода дисциплин, а многие исключены вообще. Ведь специалисты данного профиля (учителя или дизайнеры) должны быть адаптированы именно к практико-ориентированной среде.

Список литературы

  1. Алиев Ш.М. О совершенствовании современной парадигмы образования // СГЗ. – 2011. - №3. – С. 150-156.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary