Формирующее оценивание как механизм управления качеством образования

Формирующее оценивание как механизм управления качеством образования

В настоящей статье рассматриваются вопросы технологии формирующего оценивания, выбора разнообразных приёмов, позволяющих наиболее точно и объективно оценить предметные и метапредметные результаты обучающихся, вопросы взаимодействия педагога как с группой, так и индивидуально с каждым учеником.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 41 (43), декабрь ‘21

Поделиться

Ключевым индикатором качества образования являются образовательные результаты, именно через призму образовательных результатов рассматривается эффективность образовательной политики страны.

Сверхзадача современной школы – научиться самому, ориентироваться в процессе познания, дать возможность школьнику осознать смысл каждого предпринятого им шага на пути к знаниям.

Оценивание, как самого себя, так и окружающих, для ребенка очень важно. Факторы, которые влияют на формирование самооценки - мнение родителей, оценка учителя, оценка товарищей, собственный жизненный опыт.

Недостатки системы оценивания в школе состоят в том, что отсутствуют четкие критерии оценки достижения планируемых результатов обучения, педагог выставляет отметку, ориентируясь на средний уровень знаний класса в целом, а не на достижение каждым учеником единых критериев. Оценки, выставляемые ученикам, не дают представления об усвоении конкретных элементов знаний, что не позволяет определить индивидуальную траекторию развития каждого ученика; отсутствует оперативная связь между учеником и учителем, что не способствует высокой мотивации изучения предмета [1 c.46].

Для оценивания деятельности учащихся учителю необходимо комплексно применять формирующее оценивание. Под формирующим оцениванием понимается оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов, которое проводится совместно с учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его развития, совместное планирование учителем и учеником новых образовательных целей и путей их достижения. Формирующее оценивание должно помогать ребёнку, учиться более эффективно и продуктивно; невозможно без обратной связи учитель - ученик; может проводиться на основе совместно разработанных учителем и учениками критериев; позволяет сравнить новые образовательные результаты ребёнка с его предыдущими образовательными результатами; невозможно без использования самооценки и взаимооценки.

Самооценивание неотрывно от умения себя контролировать, учащиеся должны иметь право на самостоятельный выбор контролируемых заданий для самооценивания, оценивать динамику учебной успешности учащихся относительно их самих. Самооценка направлена на развитие самостоятельности школьников, их ответственности, самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя, учащиеся должны иметь право на сомнение и незнание. Взаимное оценивание дает учащимся возможность не только взаимодействовать друг с другом, но и закреплять изученный материал посредством оценивания друг друга. Взаимное оценивание обеспечивает для учителя представление об успехах всего класса, усвоение которых оценивается учениками [2 c. 25].

Преимущества взаимооценки состоят в том, что взаимооценивание имеет интерактивный характер, ученик, группа учеников, которые оценивают работу, другого ученика или группы, тоже извлекает пользу, как и тот, которого оценивают; взаимооценивание помогает улучшить социальные и коммуникативные способности; ученики лучше понимают необходимость и роль оценивания.

Технология формирующего оценивания предполагает определённый алгоритм взаимных действий учителя и обучающихся при организации образовательного процесса и основывается на ряде взаимных действий:

1. Планирование достижения образовательных результатов обучающихся;

2. Оценивание деятельности обучающихся в соответствии с критериями;

3. Осуществление обратной связи (от учителя к ученику; от ученикак ученику; от ученика к учителю);

4. Сравнение результатов обучающихся с предыдущим уровнем их достижений;

5. Корректировка образовательного маршрута обучающегося.

Используя техники внутриклассного оценивания, педагоги развивают собственные способности и умения: во-первых, способность понимать, как учится ученик и как его лучше обучать, а во-вторых, умение помогать своим ученикам в развитии самооценивания, самоопределения и самоорганизации. Это делает работу учителя и учебную работу учеников более эффективной. То есть центральный момент в оценивании – помощь и учителям, и учащимся в совершенствовании качества учебного процесса. Именно это стоит за определением внутриклассного оценивания как оценивания для обучения [3 c. 51].

Создание учебной среды, в которой дети наслаждаются учением – это фундамент для оценивания. Эффективность оценивания напрямую зависит от того, создана ли подобная атмосфера и как развивается учебная среда школы.

Список литературы

  1. 1. Кузнецова Н.М. Формирование универсальных учебных действий в условиях введения ФГОС (на примере учебного предмета «Биология»): научно– методическое пособие. / Н.М. Кузнецова. -Липецк: ИРО, 2014. -83с.
  2. 2. Кузнецова, Н.М. Педагогическая диагностика и возможности использования результатов проведенных оценочных процедур. /Н.М. Кузнецова РОСТ. – 2017. – №2 (32)– С. 21-28.
  3. 3. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Приёмы формирующего оценивания: методический конструктор: методическое пособие / О.Н. Крылова, Е.Г. Бойцова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2016. — 80 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary