Введение. Актуальность исследования формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников обусловлена необходимостью обеспечения эффективного перехода детей на уровень начального общего образования. В 5-7 лет происходит интенсивное развитие ключевых психофизиологических функций, мотивационно-эмоциональной сферы и социальных умений, что представляет собой фундамент для успешного включения в образовательный процесс. В этом контексте организация образовательной среды детского сада играет важнейшую роль, так как она должна создавать условия, способствующие формированию у ребёнка базисных компетенций, обеспечивающих адаптацию к школьной деятельности и дальнейшему обучению.
В современной педагогической науке акцентируется внимание на том, что именно в старшем дошкольном возрасте начинают формироваться базовые компоненты, обеспечивающие развитие познавательных, коммуникативных и регулятивных способностей, необходимых для успешного последующего обучения. В этой связи важной задачей является не только оценка уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности, но и выявление факторов, влияющих на данный процесс.
Особое значение придается образовательной среде детского сада, которая выступает в качестве системообразующего фактора, обеспечивающего активизацию игрового, речевого и предметного опыта детей. Такая активизация способствует эффективному формированию предпосылок к учебной деятельности [4].
В педагогической науке ведется академическая дискуссия, в которой подчеркивается необходимость создания оптимальных условий для развития у детей предпосылок к учебной деятельности. Эти условия включают не только содержание и методику образовательного процесса, но и организационные аспекты, а также среду взаимодействия и деятельности. Одним из ключевых моментов является применение системного и комплексного подхода к исследованию влияния образовательной среды, что обусловливает высокую актуальность выбранной проблематики исследования.
Анализ современных эмпирических данных и теоретических моделей свидетельствует о том, что качественные преобразования в образовательной среде оказывают прямое влияние на повышение уровня развития предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. Данное обстоятельство обосновывает необходимость проведения комплексных исследований, направленных на разработку эффективных педагогических подходов и методик.
Обоснование значимости исследования формирования предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников включает как теоретическую актуальность, так и практическую значимость, обусловленную необходимостью совершенствования системы дошкольного образования и обеспечения успешности последующего образовательного процесса.
Предпосылки к учебной деятельности представляют собой совокупность знаний, умений, навыков, а также личностных факторов, которые обеспечивают переход ребенка от игровой к учебной деятельности. Они включают следующие компоненты:
- Когнитивные предпосылки — это основные познавательные процессы (внимание, память, мышление, восприятие) и первоначальные представления об окружающем мире.
- Регулятивные способности — способность сосредоточивать внимание, осуществлять самоконтроль и планировать последовательность учебных действий.
- Мотивационные компоненты — наличие внутренней потребности в обучении и положительного отношения к познавательной деятельности.
- Коммуникативные навыки — умение воспринимать информацию от взрослого, взаимодействовать в коллективе и соблюдать коммуникативные нормы.
- Эмоционально-волевые качества — устойчивость, настойчивость и умение справляться с трудностями в учебном процессе.
Особую значимость приобретает разработка эффективных педагогических стратегий, направленных на комплексное формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная среда ДОО — совокупность предметно-пространственных условий, педагогической системы и социального окружения, созданных для оптимального развития ребенка. Детский сад, как институциональная среда, индивидуализирует и систематизирует живой опыт ребенка, способствуя формированию предпосылок к учебной деятельности. Основные элементы среды ДОО:
- Педагогическая система: методики, технологии, программы и приемы, ориентированные на возрастные особенности детей.
- Материально-техническое оснащение: дидактические игры, пособия, книги, конструкторы, которые стимулируют познавательную активность.
- Социальная среда, моделирующая ситуации сотрудничества и коммуникативного взаимодействия.
- Психологический климат: доброжелательность, поддержка инициативы, атмосфера успеха.
Методические подходы к формированию предпосылок к учебной деятельности:
1. Игра как ведущий вид деятельности. Игровая деятельность развивает мышление, речь, моторику и эмоциональный интеллект, формируя основу для учебных умений. В игре детям предлагаются роли, ситуации, требующие использования различных знаний и навыков.
2. Образовательные ситуации. Систематические занятия с элементами объяснения, обсуждения, практического закрепления учебного материала формируют умение концентрироваться и выполнять задания.
3. Проектная деятельность. Поддержка познавательного интереса через небольшие исследовательские проекты способствует развитию инициативы, способности анализировать и делать выводы.
4. Трудовая деятельность. Включение посильных обязанностей формирует ответственность, планирование действий и развитие саморегуляции.
5. Работа с речью и мышлением. Педагогическое внимание уделяется развитию связной речи, лексики, формированию умения слушать и отвечать, что критично для учебной деятельности.
6. Взаимодействие с семьей. Партнерство с родителями позволяет усилить усвоение навыков и ценностей, создавая единую образовательную систему.
Методы исследования. В качестве основных методов исследования применялись структурированные наблюдения, педагогическая диагностика и психологические тесты, что позволяет регистрировать динамику формирования предпосылок к учебной деятельности в условиях реальной образовательной деятельности. Для оценки уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности в процессе констатирующего этапа эксперимента использовался следующий дидактический инструментарий: тест Керна-Йерасека, методика «Бусы» [7].
Результаты исследования. Первым проводился тест Керна-Йерасека. Данный тест используют для исследования готовности ребёнка к школьному обучению. Он содержит три задания:
1) рисование фигуры человека;
2) графическое копирование фразы из письменных букв;
3) срисовывание точек в определённом пространственном положении.
Результаты по тесту Керна-Йерасека были представлены нами в табличной форме (см. рис 1).
Рисунок 1. Результаты определения уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по тесту Керна-Йерасека, в % (констатирующий этап)
Для оценки уровня готовности детей к обучению мы применили методику «Бусы». С ее помощью мы определили, насколько успешно дети могут удерживать внимание в процессе выполнения задания после его устной постановки. Результат обработки данных, полученных при проведении методики «Бусы», наглядно представлен (см. рис 2).
Рисунок 2. Определение уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по методике «Бусы» в % (констатирующий этап)
В рамках исследования использовались современные образовательные технологии — игровые и проектные методы, которые способствуют формированию объективных предпосылок к учебной деятельности, мотивируют детей к активному участию и развитию интереса к обучению [1]. Разработанная программа работы включала специально подобранный комплекс дидактических игр, ориентированных на развитие познавательных процессов и формирование учебной мотивации. Игровая деятельность способствовала активизации познавательной активности, улучшению регулятивных функций и развитию коммуникативных умений, что является важным условием успешного обучения в школе.
Практическая реализация разработанной картотеки дидактических игр осуществлялась в ходе учебных занятий. В процессе игровых занятий в группе формировалась доверительная и благоприятная атмосфера: дети активно включались в познавательную деятельность, внимательно воспринимали педагогическую информацию, взаимно поддерживали друг друга, проявляли заинтересованность через постановку вопросов, строго соблюдали установленные правила и участвовали в аргументированных рассуждениях. Активное развитие предпосылок к учебной деятельности происходило непосредственно в игровом контексте.
В совокупности, выбранные методы и материалы гарантируют системность и надежность исследования, позволяют выявить количественные и качественные показатели сформированности предпосылок к учебной деятельности, а также проследить связь между характеристиками образовательной среды и уровнем развития предпосылок к учебной деятельности, что является ключевым для достижения целей исследования [3].
Контрольный эксперимент проводился с помощью тех же методик, что и на констатирующем этапе. Ниже мы привели результаты повторной диагностики по тесту Керна- Йерасека (см. рис 3).
Рисунок 3. Результаты определения уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по тесту Керна-Йерасека, в % (контрольный этап)
Рассмотрим далее результаты повторной диагностики по методике «Бусы» (см. Таблицу 4).
Рисунок 4. Результаты определения уровня сформированности предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста по методике «Бусы», в % (контрольный этап)
В проведённом исследовании были получены количественные и качественные данные, характеризующие степень развития предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников и особенности образовательной среды, способствующей их формированию. Анализ результатов показал, что уровни сформированности предпосылок варьируют в зависимости от условий образовательной среды, что подтверждает гипотезу о значительном влиянии среды обучения на развитие этих предпосылок [2].
Особенностями образовательной среды, способствующей развитию предпосылок, является наличие дифференцированного подхода, использование игровых и проектных методов, организация свободной деятельности с учётом индивидуальных особенностей ребенка [6]. Эти условия создают благоприятную образовательную среду, способствующую формированию основных предпосылок к учебной деятельности. Итоги анализа свидетельствуют о необходимости дальнейшей оптимизации образовательной среды с учетом выявленных факторов для повышения эффективности формирования предпосылок у старших дошкольников и обеспечения более успешной адаптации к учебной деятельности в начальной школе.
Проведённый анализ выявил, что уровень развития предпосылок к учебной деятельности существенно зависит от комплекса организуемых педагогических факторов и использованных технологий. Общие результаты исследования позволяют сформулировать рекомендации по оптимизации образовательной среды с целью повышения эффективности формирования предпосылок к учебной деятельности и более успешной адаптации детей к обучению в начальной школе.
Основные выводы настоящего исследования свидетельствуют о существенном влиянии образовательной среды на формирование предпосылок к учебной деятельности у старших дошкольников. В ходе эмпирического изучения было установлено, что уровень развития предпосылок к учебной деятельности значительно коррелирует с характеристиками образовательной среды и условиями её организации. Анализ данных показал, что создание условий для самостоятельной деятельности, разнообразие учебных материалов, а также степень стимулирования познавательной активности детей являются ключевыми факторами, обеспечивающими развитие предпосылок к учебной деятельности.
Особенное значение приобретает системный подход к разработке образовательных программ, ориентированных на формирование у детей навыков и умений, служащих основой будущего учебного процесса [8]. Настоящие результаты подтверждают гипотезу о ведущей роли образовательной среды в реализации потенциала ребенка и становлении предпосылок к учебной деятельности, что соответствует современным педагогическим теориям, подчеркивающим важность среды как фактора личностного и интеллектуального развития ребенка [5]. Итоги исследования подчеркивают необходимость дальнейшего совершенствования методологических подходов к организации образовательного пространства в ДОО для обеспечения условий развития предпосылок к учебной деятельности, способствующих успешной адаптации ребенка к основным этапам обучения в школе.
Список литературы
- 1. Васильева Ю.Е. Современные образовательные технологии: игровые и проектные методы. — М., 2018.
- 2. Давыдов В.В. Психология развития учебной деятельности. — М., 1990.
- 3. Катанский В.В. Игровые технологии в образовании. — СПб., - 2016.
- 4. Костина Н.Н. — "Образовательная среда в дошкольном учреждении: теория и практика", – 2010.
- 5. Пидкасистый В.С. — Теория и методика дошкольного образования, 2005.
- 6. Савенкова О.С. — Свободная деятельность ребёнка и современные образовательные технологии, – 2021.
- 7. Смирнова Н.Н. Игровые и проектные методы в формировании учебной готовности – Казань: Просвещение, - 2021.
- 8. Шадриков Е. В. — Психология обучения школьников, 2003.


