ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИМИСЯ КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИМИСЯ КНИЖНЫХ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

12

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 44 (245), Ноябрь ‘25

Поделиться

Иллюстрации являются неотъемлемой частью литературного произведения, выполняя ряд функций, таких как помощь в формировании образов персонажей и ключевых моментов повествования, усиление эмоционального воздействия и улучшение понимания текста. Они должны находиться в тесной взаимосвязи с содержанием книги, служа средством интерпретации идей автора и создавая целостное восприятие произведения. Для детской литературы иллюстрации играют особую роль, способствуя развитию читательских навыков, расширяя кругозор и стимулируя интерес к познанию мира. Интеграция учебных предметов позволяет детям глубже осознавать материал, обеспечивая гармоничное взаимодействие различных аспектов знания. Таким образом, правильно подобранные иллюстрации значительно обогащают восприятие книги и усиливают её образовательный потенциал.

Иллюстрации – это произведения, предназначенные для восприятия в определенном единстве с текстом, то есть находящиеся в книге и участвующие в ее восприятии в процессе чтения.[1,с.97] Иллюстрации к литературному произведению вместе с ним представляют собой единое целое.  Иллюстрации должны  соответствовать тексту, а не быть самостоятельными картинами в книге. По сюжету, они должны соответствовать содержанию литературного произведения. Им отдано большое значение в создании печатной книге, так как они могут читателю помочь с формированием образов главных героев и каких-то главных действующих эпизодов произведения. Но также могут испортить всё впечатление от книги и наоборот помещать человеку, читающему книгу с иллюстрациями составить образы действующих лиц, например изобразив иллюстрация с расхождением с сюжетом. От художника требуется, чтобы он стал соавтором книги, сделал зримыми идеи и образы писателя, помогая тем самым лучше понять содержание, конкретнее представить эпоху, быт, окружение героев книги. [2,с.63] Но это вовсе не означает, что иллюстрация должна быть простым изобразительно-графическим пересказом текста.

Иллюстрации в узком смысле этого слова, таким образом, или поясняют текст путем демонстрации соответствующего зрительного образа, или активно толкуют текст. Иллюстрации помогают еще до чтения сориентироваться в содержании книги, привлекая читателей.

Иллюстрации нужно рассматривать как своеобразный визуальный путь познания произведения. Редактору необходимо понимать природу самих иллюстраций, связь их с текстом. Иллюстрация выполняет познавательную, воспитательную, дополняющую, имитационную, разъясняющую и углубляющую содержание произведения.[6] Иллюстрации должны взаимодействовать между собой определённой последовательностью расположения, согласованностью, продуманностью динамики развития содержания. Следует выдержать единый стиль при создании серии картин. По характеру отражения реальной действительности иллюстрации можно разделить на научно-понятийный – графики, схемы, и документальный – фотографии.[3]

Для детей и учащихся иллюстрации в книге  имею очень важную роль. Она выступает проводником сюжета, определяет художественную ценность книги, степень эмоционального воздействия, а также с помощью неё происходит  познание окружающей действительности, той или иной временной эпохи, нравственных ценностей и многое другое. Кроме того, иллюстрации способствуют наибольшему пониманию  детьми художественного текста, формированию представлений о его теме, идее, действующих лицах, включают в себя оценку событий и героев литературных действий. Детская книга  или учебник начинается с иллюстраций, которые выступают стимулом для приобретения детьми первых навыков чтения, а затем  их совершенствования.[4] Если всё это происходит ещё и при интегрируемом подходе, то это еще более усиливает эффект восприятия книжных иллюстраций.

Существуют несколько факторов, влияющие на восприятие книжных иллюстраций детьми. Можно перечислить такие как: 

  • Художественный уровень иллюстраций. Здесь подразумевается качество выполнения иллюстрации, чем оно выше тем  больше изображение привлекает внимание, вызывает положительные эмоции и помогает усваивать материал.
  • Цветовая гамма. Цвет иллюстраций имеет очень большое значение, более яркие и контрастные цвета привлекают большое внимание дошкольников или младших школьников. Старшие школьники предпочитают более сдержанную  и постельную гамму.
  • Соответствующий произведению или книге стиль. Он должен сочетаться и гармонировать с стилем произведения и не выбиваться из него, а помогать в восприятии литературного произведения.
  • Форма подачи: Формат книги, размер страниц и размещение иллюстраций влияют на удобство чтения и общее восприятие.

Итак, литературные произведения и иллюстрирующие картинки должны работать в совокупности, дополняя друг друга, и восприниматься читателем как единое целое. Это происходит также из-за разных каналов воздействия- зрительного и речевого. Так информация наиболее лучшим образом откладывается в памяти, формирую определённые ассоциативные образы с сюжетом. 

 

 

 

 

Список литературы

  1. 1.Антонова, С. Г. Принципы формирования иллюстративного ряда издания Текст. / С. Г. Антонова // Книга : Исследования и материалы. Сб. 79. –М. : Терра, 2001. – С. 94-107.
  2. 2.Алуева, М.А. Специфика иллюстрирования детской художественной книги в контексте ее интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения [Текст]/ М.А. Алуева // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2010. - №2. - С. 62-65.
  3. 3.Арнхейм Р. В.Н.Самохина. Искусство и визуальное восприятие, М., 2009.
  4. 4.Багдасарян, О. Ю. Вербальный и визуальный компоненты в современных книгах для детей // Филологический класс. - 2017. - №4 (50). [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/verbalnyy-i-vizualnyy-komponenty-v-sovremennyh-knigah-dlya-detey (дата обращения: 14.09.2025).
  5. 5.Баженова А.Е. Влияние художественно-выразительных средств кинематографа на развитие иллюстрации детской сказки // Манускрипт. 2017. №10-1 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyaniehudozhestvenno-vyrazitelnyh-sredstv-kinematografa-na-razvitie-illyustratsiidetskoy-skazki(дата обращения: 21.09.2025).
  6. 6.Бергер, Д. Изображение, видение, восприятие // Бергер Д. Искусство видеть // Theory&Practice. - 2013. - 03.12. [Электронный ресурс]. - URL: https://theoryandpractice.ru/posts/8099-art-of-seeing (дата обращения: 16.09.2025).
  7. 7.Гольцов Д.Д. Илья Богдеско. Иллюстрация. Каллиграфия. Станковая графика. Рисунок. Монументальное искусство. М.: Советский художник, 1987. — 168 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее